Акцептный элемент воспринимает определённый физический аспект, а продуктивный выполняет действия на основе полученных данных. Например, Дон - Кихот ( ), обнаружив что-то по , объясняет, выстраивает взаимосвязи по с чем-то уже известным, Гексли ( ) по своей обнаруживает качества человека смотрит как они влияют на его отношения с другими людьми, этим объясняется несколько различная направленность у этих двух типов.
Описание функций в ячейках Модели А, составленное Духовским Т.А. на основе наблюдений за людьми с точно установленными психотипами:
1-я – ведущая, программная, базовая. Человек чувствует себя наиболее уверенно. Может творчески решать трудные задачи, шутить и критиковать. Человек не устает от размышлений по аспекту первой функции и обычно добивается успехов в деятельности, связанной с этим аспектом. 1-я функция отличается тем, что очень устойчива во внешних проявлениях. На первый взгляд нет появления ярких признаков ее работы, но и отступлений от четкой, давно выбранной позиции тоже нет. Человек устойчиво придерживается определенной точки зрения на вещи по аспекту 1-й функции и всегда может доходчиво объяснить, почему «это так, а не иначе». И «почему это другим быть, скорее всего, не сможет, а будет таким и впредь». То, что думают об этом аспекте другие, в принципе человека мало волнует. Да, он знает их точку зрения, но его мнение гораздо важнее для него.
1-ца как бы прокладывает курс, отмечая вслух очередную точку на карте и потом устремляется молча к ней, дошла, подумала, снова провозгласила - идем вон к той точке! И снова молча пошла. По ней человек постоянно генерит, но продукт выдает периодически, порциями. В дежурном режиме он просто собирает информацию по 1-це, обрабатывает ее и хранит до подходящего случая. Эта функция как бы все время «себе на уме». Процесс по ней идет не переставая, но он боьше внутри и не всегда виден снаружи. Чтобы он стал виден, человек должен решить показать, что по ней наработано. Он может захотеть это сделать в зависимости от ситуации, а может и не захотеть. В большинстве случаев она хорошо видна, если за человеком понаблюдать какой-то достаточный временной промежуток, час-два. С полуслова она может и не проявиться.
Можно сказать, что ведущий мотив поведения человека по 1-й функции - сохранение достигнутой стабильности.
2-я – творческая. Реализуется, творчески действует, активно вмешивается в окружающую действительность и корректирует свои действия в соответствии с тем, как они влияют на других. Ее называют творческой, и хотя творческим является и первый элемент, принципиальное отличие между ними состоит как раз во внешних проявлениях, по которым опознать 2-й элемент гораздо легче, чем первый.
Кроме того, можно сказать, что пищей для творчества 2-й функции служит информация по 1-й. Та устойчивая и продуманная позиция, которая характеризует 1-ю функцию, является надежной точкой опоры, вокруг которой строится вся деятельность 2-й функций. Здесь мы имеем четко различимый постоянный исходящий поток, которого нет или почти нет в 1-й функции. По 2-й функции человек всегда творит и выдает вовне продукт. Что-то, чем можно поделиться окружением – мысль, действие, товар, услугу.
По 2-ке всегда идёт постоянный выход, и выход в данном случае главное. Она не может не выдавать что-то наружу. Т.е. если 1-ца говорит, когда решила сказать, 2-ка сигналит и пока стоит, и пока идет и даже если спит. Если 1-я работает в импульсном режиме, то 2-я всегда или почти всегда в режиме постоянного излучения. Ее невозможно не заметить с первых же минут общения, но часто ее трудно идентифицировать, потому что она смешивается с другими функциями. Она как покрывало, которое накрывает собой все проявления человека и накладывает на каждое свой отпечаток. Поэтому нужно уметь отличать отпечаток 2-й функции от нее самой.
Например белогически можно сделать много чего, и поговорить с клиентом, раскладывая все по полочкам, и сварить суп, тщательно следуя всем правилам, и cшить одежду четко по лекалу, но непосредственно 2-я белая логика проявится только если заняться впрямую анализом данных и их структурированием.
Можно сказать, что ведущий мотив поведения по 2-й функции - сделать, научить, произвести. Выдать продукт. Причем все это как можно лучше, качественнее.
3-я – ролевая или нормативная. Не может творить, и не очень уверен, прав ли он, принимая ту или иную точку зрения на вещи. Важно мнение других. Что считают важным и правильным по этому аспекту другие, то рано или поздно примет и сам человек. Поэтому основная деятельность по этому аспекту проходит под девизом «Имярек считает, что А правильно, а В нет». Здесь в сознании человека мнение одного (группы людей) противопоставляется мнению другого (другой группы), а также сравнивается с мнением самого человека. Причем противопоставлению по аспекту 3-й функции не сопутствует такой же вдумчивый анализ, как по 1-й. Противопоставление здесь происходит на основе более грубых характеристик. «Кто сильнее, то и прав». «Авторитетнее считается А, а не В, значит, он прав и ему можно верить». Таким образом, по 3-й функции человеком принимается внешняя роль, которая считается правильной кем-то другим, в правильность и авторитетность мнения которого он верит. Можно сказать, что ведущий мотив поведения по 3-й функции - поиск правильного мнения.
4-я – адаптивная (болевая). Челове постоянно адаптируется под требования, которые диктует окружение или конкретный человек. Любые шутки и критика по этому аспекту, и даже какое бы то ни было обсуждение и заострение внимания на 4-й функции переносится человеком болезненно. Отличие 4-й функции от более сильной 3-й состоит в том, что человек на этом уровне уже почти утратил способность противопоставлять внешнему миру свою точку зрения, равно как и способность анализировать и сравнивать мнения других людей. Поэтому все, что ему остается в таком состоянии – максимально приспособиться к ситуации. Ведущим критерием в таком состоянии является опасение сделать что-то не так. Не так, как диктует ситуация, не так, как считают вот эти конкретные люди, с которыми он в данный момент общается.
На этом уровне человек уже не имеет стабильных критериев правильности-неправильности оценки своих поступков, даже основанных на чужом мнении, как у 3-й функции. И у него нет достаточно сил и уверенности, чтобы сформировать для себя какие-то четкие принципы поведения и достаточно долго их придерживаться.
Для 4-й функции «правила игры» постоянно находятся под сомнением, в любой момент они могут быть изменены текущей ситуацией и то, что полчаса назад казалось незыблемым, сейчас вдруг стало совершенно неприемлемо и нуждается в пересмотре. Поэтому основная работа по 4-й функции, которую производит человек, заключается в постоянном пересмотре и критическом осмыслении своих действий по этому аспекту. Осмыслении крайне неуверенном, в силу отсутствия твердых принципов и потому постоянно повторяющемся. Обычно с тем же результатом. Человек постоянно боится, что он сделает (сделал) по 4-й функции «что-то не то или не так». Отсюда постоянный страх несоответствия.
То мнение или правило, которое найдено и принято за основу на уровне 1-й функции и реализовано на уровне 2-й, которое принято на веру на уровне 3-й функции, утеряно или вот-вот будет утеряно на уровне 4-й. Угроза этой возможной потери генерирует в человеке постоянный страх. Можно сказать, что ведущий мотив поведения человека по 4-й функции – страх изменений. Человек действует, постоянно подгоняемый опасениями потерять что-то значимое.
В значительной мере описанные свойства 4-х осознанных копируются расположенными ниже бессознательными, но воспроизводятся ими в сильно искаженном виде. Можно сказать, что слабые функции представляют собой искажённую копию сильных, только расположены они на схеме в перевернутом виде.
Каждая нижняя функция копирует такую же верхнюю, но с другим цветом: 7-я копирует 1-ю, 8-я – 2-ю, 5-я – 3-ю, а 6-я 4-ю. По мере убывания силы и осознанности бессознательные функции располагаются в такой последовательности: 6-5-8-7. Таким образом, наименее осознаваемой из слабых является 7-я, а наиболее осознаваемой 6-я.
Слабые функции в соционике исследованы ещё очень мало. Исключение, может быть, составляет 5-я, суггестивная. Хотя и она часто путается и смешивается с другими в силу размытости существующих определений аспектов и функций. Трудность при исследовании слабых функций в основном составляет размытость их внешних проявлений, которая при анализе поведения приводит к частым смешиванию и взаимозамене проявлений функций одной вертности. Проявления 7-й функции принимаются за проявления 1-й, 8-й за проявления 2-й и т.д.
6-я – активационная. Поступающая по этому аспекту информация активирует человека, заряжает бодростью, побуждает к деятельности. Причина такого поведения человека заключается в том, что уровень 6-го элемента соответствует границе перехода от осознаваемой деятельности человека к полностью неосознанной. Любое воздействие, даже самое слабое, способно включить осознание этого аспекта. А некоторое бездействие по нему само собой выключает его. Уровень 6-й функции является последней гранью сознания человека, где оно то вспыхивает, то вдруг затухает. И человек то порывается его сохранить, то обессилено машет на него рукой. Поэтому по активационной функции человеку свойственны постоянные колебания. Аспект, расположенный здесь, контролируется человеком в минимальной степени.
Ниже лежит только бессознательность. Если выше расположенными функциями человек может в разной степени управлять, даже по 4-й он может делать не всегда уверенные, но самостоятельные выводы, то в отношении 6-й практически никакими контрольными функциями человек не владеет, кроме единственной способности включать и выключать ее. Хотя и это получается у него не всегда уверенно.
Все, что может человек в отношении 6-й функции, это решить, использовать ее в данный момент или нет.
Содержание его деятельности по этому аспекту целиком автоматическое. Решить, делать или не делать что-то, он может, но само действие происходит неосознанно. По большей части это состояние обусловлено сожалениями об утраченном контроле над аспектом. Подобно тому, как на уровне 4-й функции человек боится потерять контроль над аспектом, на уровне 6-й он горюет об уже утраченном контроле. Поэтому все, что способствует возврату этого контроля хоть в небольшой степени и на время, воспринимается человеком крайне позитивно. Поэтому все воздействия извне по 6-й функции активизируют человека, придавая ему уверенности в реальности этого аспекта и его власти над ним, - «не все еще потеряно!». Не важно, с каким намерением это воздействие произведено, разрушительным, созидательным или нейтральным, человек благодарно принимает все воздействия извне по 6-й функции.
6-я функция представляет собой грубый, лишенный большей части осознания, аналог 4-й. Она так же ориентирована на мнение окружающих, только в отличие от 4-й не позволяет человеку самому делать выводы о правильности-неправильности и соответствии-несоответствии ситуации тех или иных действий.
Основной мотив поведения по 6-й функции - ожидание помощи извне.
5-я - суггестивная, внушаемая. Все слова по этому аспекту человек воспринимает буквально и часто им следует, не задумываясь. Равнодушное принятие. На уровне 5-й функции мы встречаем верхнюю границу области, самостоятельно контролировать которую человек не способен, а потому все аспекты, расположенные здесь и ниже, сами контролируют человека. Выше 5-й функции человек в той или иной мере контролирует аспекты, начиная с 5-й и ниже, аспекты контролируют его.Это очень важное отличие слабых и сильных функций, которому уделено крайне мало внимания в современной соционике! Между тем как именно оно является основным и диктует все остальные свойства. Сильные функции контролирует сам человек, слабые функции контролируют его. Если расположенные выше аспекты в какой-то степени подвержены влиянию со стороны человека, то 5-я функция и расположенные ниже, сами оказывают на него воздействие, которому он мало что может противопоставить. Поэтому все, что случается с человеком по аспектам 5, 7 и 8, принимается им совершенно некритично.
Обычно человек ощущает в отношении них влияние судьбы, объективных законов, силу стихии и тому подобное. Это влияния, которые он не может изменить и которым должен только подчиниться, приняв их как неизбежную данность. В крайне незначительной степени 5-я функция все же сохраняет остаточную осознанность и это позволяет человеку иногда понимать, что по этому аспекту он «делает что-то не то». Но что именно «не то», он почти никогда не понимает. Поскольку 5-я функция представляет, как мы определили выше, искажённый и ослабленный аналог 3-й, у нее присутствует та же ориентация на «чье-то самое лучшее и правильное мнение». Только в силу слабой осознаваемости, в отличие от 3-й эта ориентация не приводит к самостоятельным действиям по 5-й функции. Всплывающее изредка смутное ощущение некой неправильности и несоответствия по аспекту 5-й функции недостаточно ярко для сознания человека, чтобы дать толчок каким-то действиям в отношении этого аспекта.
При этом по-настоящему воздействия объекта на человека начинают происходить вне контроля самого человека на уровне именно 5-й функции. В отличие от выше расположенной 6-й функции и начало воздействия объекта на человека, и его окончание происходят не по инициативе человека, а сами по себе.
И поскольку состояние 5-й функции это равнодушие, человек мало беспокоится по поводу того, что именно с ним происходит по этому аспекту. Плохо или хорошо, но человек всегда это воздействие принимает как данность.
Такое влияние напоминает известные типы поведения состоянии гипноза, когда человека вводят в определенное состояние посредством особых команд и внушают совершить то или иное действие, которые человек выполняет, не задумываясь.
Поведение по 5-й функции очень похоже на влияние гипноза и она была названа поэтому суггестивной, внушаемой. Все слова, команды, приказы и даже просто мысли вслух по этому аспекту человек воспринимает буквально и часто происходит так, что он им следует, не задумываясь ни о сути этих слов, ни о последствиях таких своих действий. Можно сказать, что ведущий мотив поведения по 5-й функции - равнодушное принятие.
7-я – наблюдательная. Отслеживает поступающую информацию, но критически не осмысливает. Она представляет собой грубый неосознаваемый аналог 1-й. По ней человек отслеживает поступающую по этому аспекту информацию, правда никаким образом ее критически не осмысливает, а целиком принимает как данность. В этом она похожа на 5-ю с единственным отличием, состоящим в том, что 7-я не способна действовать под внушением. Можно сколько угодно пытаться воздействовать на 7-ю функцию человека, к активным действиям с его стороны это не приведет. То же справедливо и в отношении 8-й функции.
Если точка зрения на аспект 1-й функции представляет для человека опору в его картине мира, точку, которую он сам создал, осмыслил и обосновал, то 7-я функция тоже дает ему точку опоры. Только эта точка не его. Это взгляд на вещи, целиком обусловленный внешним воздействием на человека. Эта точка зрения навязана человеку его окружением в самом общем и в самом буквальном смысле. Он принял ее, ни на секунду не задумываясь о ценности и объективности такого взгляда на вещи. «Это есть и это так» - вот суть содержания 7-й функции. Но только точка зрения, а не способ действий. Осознанно и самостоятельно действовать по 7-й функции человек не способен.
Можно сказать, что у человека две главные опорные точки – 1-я и 7-я функции. Насколько он уверен в том, что все знает и все делает правильно по 1-й, настолько же он бессознательно уверен опирается на объективно данную ему извне 7-ю.
Можно сказать, что основной мотив поведения по 7-й функции - наблюдение объективной данности. Сбор информации. Поэтому 7-ю функцию называют наблюдательной или пилотной. Точнее ее следовало бы назвать автопилотной, поскольку реальный «пилот», т.е. сознание человека не участвует в формировании курса 7-й функции. Действует она целиком самостоятельно, согласно постоянно закладываемой извне программе. Так что 7-я функция это автопилот человека.
8-я - демонстрационная.Человек творит по ней, не замечая этого. Можно сказать, что основной мотив поведения по 8-й функции – демонстрация наблюдений. Являясь аналогом 2-й функции, 8-я обеспечивает похожий исходящий поток. Только человек творит по ней, не замечая этого. Материалом для творчества, как и у 2-й, является расположенная на ячейку ниже 7-я функция, которая обеспечивает 8-ю «объективными данными» по тому же алгоритму, что и 1-я 2-ю. Только содержание информации, которой 7-я снабжает 8-ю принципиально отличается свой полной неосознанностью. Работа пары 7-8 таким образом представляет собой полностью автоматический процесс, который сознание человека только лишь фиксирует, большей частью в нем не участвуя. Можно сказать, что основной мотив поведения по 8-й функции – демонстрация наблюдений. «Я видел, что это бывает так» вот продукт, который выдает 8-я функция. Поэтому 8-ю функцию принято называть демонстративной.
Инертность и крайняя неосознанность 7-8 функций лишает их ценности для сознания человека, делают неинтересными мало привлекательными. Человек просто «в курсе» по ним. Эти две функции невозможно вот так запросто использовать для каких-то далеко идущих осознанных целей, они работают почти полностью на автомате. Потому и непонятны.
Наблюдать - значит смотреть на что-то со стороны. Демонстрировать - значит показывать. Если соединить вместе, получится, что я на что-то посмотрел, понаблюдал за этим (7), а потом рассказал другим, что увидел, просто пересказал, не вникая в смысл увиденного (8).
Для базовой и творческой функции 7 и 8 таким же образом постоянно собирают и предоставляют фоновую, текущую информацию по своим аспектам. 7-8 являются стабильным данным для 1-2. Изменения в них вызывают в «верхних» функциях замешательство. Человек стремится как можно меньше трогать 7 и 8, чтобы не прийти в замешательство по 1-2.
Рассмотрим работу блока ЭГО на примере Дон Кихота:
Согласно аушриной классификации запишем полное название типа, оно состоит из названия первых двух функций и установки сознания экстра или интро, поэтому полное название типа будет Интуитивно-Логический Экстраверт (ИЛЭ).
Опираясь на то, что главными функциями у каждого типа являются базовая и творческая, так как именно они задают основной вектор в мышелнии, мотивации и поведении человека, запишем формулу типа по 1-й и 2-й второй функции:
Обнаружение возможностей ( ) и их объяснение ( )
Функция ЧИ - это действие по обнаружению, причём обнаружение всего: новых идей, настроения собеседника, ошибки в чьих-то рассуждениях, столбы вдоль дороги и т.д. и т.п. Поэтому такой тип, которому привычно везде и всегда все подряд обнаруживать и громогласно об этом объявлять. Ну, или как минимум про себя возглашать, вот мол, я чего обнаружил, никто не видит, а это вижу. Он обнаруживает все, на что упадет его взгляд, и часто имеет не всем понятную манеру объявлять об этом окружающим. Благодаря своей интуиции ИЛЭ является одним из самых проницательных типов, легко улавливает суть предметов, явлений, а так же способности того или иного человека. Обычно имеет весьма и весьма разнообразные интересы, биология, НЛО, соционика :). Занимается обычно лишь тем, что ему интересно. Отличительной особенностью является то, что самые разнообразные явления будет стараться свести к одной общей идее.
По своей творческой БЛ Дон старается детально сформулировать суть обнаруженных им предметов и явлений, а так же связать их с другими, уже известными. Детальные объяснения связи всего со всем, формулировка сути вещей, причин того или иного поведения людей, для которых догадливость Дона и его объяснения могут быть очень неприятными. В споре ИЛЭ легко манипулирует аргументами (2), для отстаивания своей позиции (1), поэтому переспорить его очень и очень сложно.
Первоисточники:
А. Аугустинавичюте "Комментарий к типологии Юнга и введение в информационный метаболизм"
А. Аугустинавичюте "Модель информационного метаболизма"