Тенденции развития рекламного рынка Республики Беларусь
Тема 2. Рынок рекламы Республики Беларусь
Функции выполняемые рекламными агентствами
Рекламные агентства как участники рекламного процесса выполняют следующие основные функции:
1. На стадии планировании рекламы:
• изучение товара или услуг как таковых и их конкурентоспособности на рынке;
• исследование рынка в объемах необходимых для обоснования рекламных компаний и определение перспектив сбыта товара или услуг;
• изучение методов организации сбыта и системы распределение;
• изучение имеющихся средств распространении рекламы и выбор наиболее эффективного и экономически выгодного среди них;
• составление плана-графика рекламной компании.
2. На стадии подготовки рекламы:
• создают рекламную продукцию на основе полученных от рекламодателей заказов, разрабатывают планы комплексных рекламных компаний, других рекламных мероприятий, используя потенциал как творческих, так и технических специалистов;
• сотрудничают с типографией, студиями, рекламными комбинатами, внештатными специалистами.
3. На стадии размещении рекламы:
• покупка услуг рекламоносителей и передача им оригиналов рекламного сообщения;
• контроль за появлением рекламного сообщения в органы печати, вещания и других местах размещения рекламы;
• проведение прямой почтовой рассылки;
• организация и проведение выставок, ярмарок, пресс-конференций, мероприятий в рамках «public relations», оказание услуг;
• ведут расчеты с рекламодателями и СМИ.
Кроме того, рекламные агентства могут разрабатывать товарные знаки и фирменный стиль, интерьеры торговых залов и офисов и осуществлять государственную регистрацию товарных знаков. Крупные рекламные агентства, выполняющие широкий перечень рекламных услуг, испытывают необходимость объединение различных специалистов в определенные отделы. Они могут иметь как собственную творческо-производственную базу, так и использовать высококвалифицированных, внештатных, творческих работников. Второе более целесообразно для небольших рекламных агентств с малочисленной структурой подразделений. Обычно деятельность отдела ориентировано на выполнение определенной функции.
Согласно последним данным компании ZenithOptimedia, рекламный рынок Беларуси в 2011 году упадет по сравнению с 2010 годом почти на 14%. По итогам 2011 года он может составить около $84 млн, в то время как в прошлом году эта цифра была равна $97,7 млн.
Более того, согласно прогнозу ZO, к 2012 году рынок рекламы не достигнет уровня 2010 года – в 2012-м объем рекламы в Беларуси достигнет только $96 млн.
Наибольшее падение наблюдается на рынке наружной рекламы. Согласно этому прогнозу, рынок наружной рекламы в 2011 году по отношению к 2010-му упадет на 30%. Объем этого рынка рекламы к концу 2011 года составит $8,4 млн.
Вместе с тем единственным сегментом рынка, который все-таки покажет рост в 2011 году, будет рынок интернет-рекламы – по итогам года он вырастет на 6,1%. Однако, согласно апрельскому прогнозу ZenithOptimedia, рынок интернет-рекламы должен был бы вырасти на 26,8%. Объем рынка интернет-рекламы к концу 2011 года составит $7,7 млн.
Что касается объемов рекламы в отдельных сегментах рекламного рынка, то наибольшую долю традиционно занимает ТВ-реклама – 62% от всех рекламных затрат по итогам 2011 года. В 2010 году эта доля была равна 60,4%. По итогам 2011 года этот сегмент ожидает падение на 27,8%.
По другим медиа:
13% – доля печатной рекламы (падение – 22,2%)
10% – доля наружной рекламы (падение – 30%)
9% – доля интернет-рекламы (рост – 6,1%)
6% – доля радиорекламы (падение – 9,3%)
Затраты на рекламу по основным видам медиа, млн $
Ежегодный прирост на рынке рекламы по основным видам медиа, %
Объем рекламного рынка Беларуси, прогноз до 2013 года ($, млн)
Затраты на рекламу в интернете в млн $ (медийная и поисковая реклама)
Согласно результатам опроса, проведенного на Marketing.by, 55% белорусских рекламодателейснизили своих расходына рекламу и маркетинг и лишь8,6%опрошенных утверждают, что увеличилизатраты на маркетинг, несмотря на сложившуюся в стране экономическую ситуацию.