Любая компьютерная программа – это набор команд, оперирующих с переменными и производящих какие-то вычисления; даже слово «computer» (компьютер) переводится на русский язык как «вычислитель». В математике мы сталкиваемся с переменными, значениями которых являются числа. Числа бывают натуральными, целыми, рациональными, вещественными, комплексными и т.д. Существуют также булевы (логические) переменные, которые могут принимать два значения: истина или ложь, хотя и этим значениям часто ставятся в соответствие числа 0 и 1. Таким образом, каждая переменная имеет свой тип, определяющий возможные значения этой переменной.
Переменные, с которыми работает компьютерная программа, также имеют свои типы. При разработке программ выбирать тип переменной следует, руководствуясь смыслом решаемой задачи. Например, переменная, предназначенная для хранения информации о количестве жителей города, должна иметь тип, соответствующий натуральным числам. Переменную, хранящую фамилию человека, разумно сделать строкой, а переменной, предназначенной для вычисления среднего веса членов футбольной команды, лучше всего задать вещественный тип.
Строго говоря, переменная – это именованный участок памяти, размер которого определяется типом этой переменной. Узнать размер типа можно при помощи функции sizeof(). Ниже будет рассмотрен пример ее использования, а сейчас перечислим основные типы данных языка Си.
Тип
Описание
Размер типа (байт)
Диапазон значений
char
Символ или целое число со знаком
-128..127
unsigned char
Символ или целое число без знака
0..255
short
Целое число
со знаком
-32768..32767
unsigned short
Целое число
без знака
0..65535
int
Целое число
со знаком
-2147483647..2147483647
unsigned int
Целое число
без знака
0..4294967295
float
Вещественное
Число
6 знаков после запятой
double
Вещественное
Число
10 знаков после запятой
bool
Логический
Тип
true и false (0 и 1)
void
Пустой тип
-
Перед работой с переменной ее необходимо объявить; объявление переменной – это указание ее имени и типа. Переменные могут быть объявлены по одной или сразу несколько, при этом указываются тип переменной и ее имя через пробел, а завершается объявление точкой с запятой. Если сразу объявляется несколько переменных, то они перечисляются через запятую:
int number, age, weight;
float length, width;
bool isEven;
char symbol;
Присвоение значения объявленной переменной осуществляется при помощи оператора =. Указывается имя переменной и ее новое значение, а между ними ставится оператор присваивания:
number = 10;
length = 2.5;
isEven = true;
symbol = 'A';
Присвоить значение переменной также можно при ее объявлении, в этом случае говорят, что происходит инициализация переменной или переменная инициализируется: