1 Предварительная формулировка задач (целей) – процесс решения должен всегда начинаться с формулировки задачи. В процессе формулировки задачи необходимо установить:
· чем вызвана постановка задачи, к какому типу задач она может быть отнесена, срочность ее решения;
· какая ситуация связанная с решением поставленной задачи существует в организации;
· какие факторы влияют на существующую ситуацию и как данная ситуация влияет на всю организацию в целом;
· цели, которые должны быть достигнуты при решении задач.
2 Выбор критериев оценки эффективности решения – критерии оценки необходим:
· для объективного сопоставления различных вариантов решения и выбора наиболее оптимального из них;
· для определения степени достижения цели.
Существует качественная и количественная оценки критериев.
* качественная – влияние решения на авторитет руководителя; оценка решения со стороны подчиненных и вышестоящих руководителей.
3 Сбор информации и данных для уточнения поставленных задач.
Информация обладает двумя свойствами:
1) отображает события, процессы, явления;
2) может преобразовываться, обрабатываться, храниться, многократно использоваться.
Качественные характеристики информации:
1) полнота;
2) полезность;
3) избыточность;
4) достоверность;
5) точность;
6) ценность;
7) возраст;
8) старение
4 Точное формулирование задачи должно содержать:
1) достаточно полную объективную характеристику создавшейся ситуации, в том числе основные факторы, влияющие на принятие решения; конкретные причины возникновения нежелательных тенденций или явлений; реально имеющиеся или привлекаемые средства для реализации решения; условия разработки решения; (* определенность, неопределенность, риск);
2) роль и значение решаемой задачи для организации в целом и ее отдельной части;
3) сроки разработки и принятие решения;
4) цель решения;
5) количественные и качественные критерии оценки эффективности решения.
5 Разработка возможных вариантов (альтернатив) решения задачи. Существует определенная градация решений по числу альтернатив.
При этом выделяют:
· бинарное решение, когда существуют две альтернативы: «да» и «нет»;
· стандартное решение, когда рассматривается незначительный набор альтернатив;
· многоальтернативное решение – существует значительное, но конечное число альтернатив;
· непрерывное решение – выбор делается из бесконечного числа альтернатив, возникающих вследствие постоянного изменения среды.
6 Сравнение вариантов решения по критериям эффективности.
7 Принятие решения.
Вопросы для контроля по 3 разделу:
1. Понятия управления, управленческого решения, процесса принятия управленческого решения.
2. Какие люди принимают участие в разработке управленческого решения?
3. По каким признакам классифицируют управленческие решения?
4. Основные этапы принятия управленческого решения.
5. Какие существуют типы управленческих решений?
Привести конкретные примеры различных типов управленческих решений.
6. Из каких этапов состоит типовой процесс принятия управленческого решения?