-диктороориентированные (тренируемые на конкретного диктора)
-дикторонезависимые
-распознающие отдельные слова
-распознающие слитную речь.
По механизмам функционирования:
-простейшие (корреляционные) детекторы
-экспертные системы с различным способом формирования и обработки базы знаний
-вероятностно-сетевые модели принятия решения, в том числе нейронные сети.
Заключение
Для человека естественным и привычным является именно диалог, а не монолог. Как следствие недооценки необходимости речевого ответа появляется повышенная утомляемость операторов, монотонность речи и ограниченность применимости речевого интерфейса. Чем может помочь слепому компьютер, оснащенный распознавателем речи, если он лишен устройства обратной не визуальной связи?
Широко известен факт непроизвольной подстройки голоса под голос собеседника. Почему не использовать эту способность человека для увеличения безошибочности распознавания речи компьютером за счет корректировки произношения оператора с помощью двустороннего диалога? Кроме того, вполне возможно, что правильно организованный и модулированный синтез может в значительной степени снизить риск появления у оператора заболеваний, связанных с монотонностью речи и дополнительным напряжением. Повсеместное проникновение графического пользовательского интерфейса было обеспечено за счет совместного применения графического монитора, средства вывода графической информации, и мыши- для ее ввода, а также, не в последнюю очередь, благодаря гениальным концептуальным находкам в области оконного интерфейса фирмы Xerox.
Будущее речевого интерфейса в не меньшей степени зависит от умения современных разработчиков не только создать технологическую основу речевого ввода, но и гармонично слить технологические находки в единую логически завершенную систему взаимодействия "человек-компьютер". Основная работа еще впереди!!!
Библиографический список
1. Введение в искусственный интеллект. Смолин Д.В. – М.: Физматлит, 2004
2. Интеллектуальные информационные системы в экономике. Романов В.П. – М.: Экзамен, 2003.
3. Системы искусственного интеллекта. Девятков В.В. – М.: Изд-во МГТУ им. Баумана, 2001
4. Интеллектуальные информационные системы. Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Финансы и статистика – М.: 2004.
5. Искусственный интеллект. - В 3-х кн. Кн. 2. Модели и методы: Справочник/Под ред. Д. А. Поспелова-М. , Радио и связь, 1990.
6. Уотермен Д. Руководство по экспертным системам. Пер. с англ. -М.:Мир, 1989.- 388с.
7. Гаврилова Т. А., Хорошевский В.Ф. Базы знаний интеллектуальных систем. – СПб.: Питер, 2001. – 384 с.
8. Марселлус Д. Программирование экспертных систем на ТурбоПрологе: пер. с англ.,/ М.: Финансы и статистика, 1994.-256с.
9. Представление и использование знаний: Пер. с япон. /Под ред. Х. Уэно, М. Исидзука М. , Мир, 1989.
10. Попов Э. В. Экспертные системы: Решение неформализованных задач в диалоге с ЭВМ. М., 1987.
11. Заде Л. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений. – М.: Мир, 1976.
12. Искусственный интеллект. Под ред. Д.А.Поспелова. – М.: Радио и связь, 1990.
13. Кини Р.Л., Райфа Х. Принятие решений при ногих критериях: предпочтения и замещения. – М.:Радио и связь, 1981.
14. Ковальски Р. Логика в решении проблем. – М.: Наука, 1990.
15. Мински М. Фреймы для представления знаний. – М.: Энергия, 1979.
16. Мински М., Пейперт С. Перцептроны. – М.: Мир, 1971.