русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Теоретико-множественное определение графа


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 1780; Нарушение авторских прав


Основы теории графов

Наглядное представление о графе можно получить, если представить себе некоторое множество точек пло­скости X, называемых вершинами, и множество направ­ленных отрезков U, соединяющих все или некоторые из вершин и называемых дугами. Математически граф G можно определить как пару множеств X и U:

G=(X, U). (2.1)

На рис. 2.1 изображен граф, вершинами которого яв­ляются точки b, с, d, ey g, h, а дугами — отрезки (с, b), (с, d), (с, е), (d, с), (d, d), (e, d), (g, h). Приме­рами графов являются отношения отцовства и мате­ринства на множестве людей, карта дорог на местности, схема соединений электрических приборов, отношения превосходства одних участников турнира над другими и т. п.

Иногда бывает удобно дать графу другое определение.
Можно считать, что множество направленных дуг U, со­единяющих элементы множества X, отображает это множество само в себя. Поэтому можно считать граф заданным, если дано множество его вершин X и способ отображения Г множества X в X. Таким образом, граф G есть пара (X, Г), состоящая из множества X и отображения Г, заданного на этом множестве:

G=(X, Г). (2.2)

Рис. 2.1. Общий вид графа

Так, для графа, изображенного на рис. 2.1, отображе­ние определяется следующим образом:

Гb=Æ; Гс={b;d; е); Гd={d;с}; Гe=d; Гg=h; Гh = Æ.

Нетрудно видеть, что данное определение графа пол­ностью совпадает с определением отношения на множе­стве.

Введем некоторые понятия и определения, служащие для описания различных видов графов.

Подграфом GA графа G=(X, Г) называется граф, в ко­торый входит лишь часть вершин графа G, образующих множество А, вместе с дугами, соединяющими эти верши­ны, например, очерченная пунктиром область на рис. 2.1. Математический подграф

Ga=(A, Га), (2.3)



АХ, Га=х). (2.4)

Частичным графом по отношению к графу G = (Х, Г) называется граф, содержащий только часть дуг графа G, т. е. определяемый условием

=(Х,), (2.5)

где

хГх. (2.6)

Так, на рис. 2.1 граф, образованный жирными дугами, является частичным графом.

Пример 2.1.Пусть G = (X, Г) -карта шоссейных дорог Украины. Тогда карта шоссейных дорог Киевской области пред­ставляет собой подграф, а карта главных дорог Украины - частичный граф.

Другими важными понятиями являются понятия пути и контура. Ранее было дано определение дуги как направ­ленного отрезка, соединяющего две вершины. Дуга, соеди­няющая вершины а и b и направленная от а к b, обозна­чается и = (а, b).

Путем в графе G называют такую последовательность дуг m=( и1, и2, ..., ик),в которой конец каждой предыдущей дуги совпадает с началом следующей. Путь m, последо­вательными вершинами которого являются вершины а, b, ..., m, обозначается через m==(а, b, ..., m).

Длиной пути m= ( и1, и2, ..., ик) называют число l(m)= k. равное числу дуг, составляющих путь mх. Иногда каждой дуге иi приписывают некоторое число l( иi), назы­ваемое длиной дуги. Тогда длина пути определяется как сумма длин дуг, составляющих путь

l(m)=.(2.7)

Путь, в котором никакая дуга не встречается дважды, называется простым. Путь, в котором никакая вершина не встречается дважды, называется элементарным.

Контур — это конечный путь m= (и1, и2, ..., ик), у которого начальная вершина и1совпадает с конечной иk. При этом контур называется элементарным, если все его вершины различны (за исключением начальной и конечной, которые совпадают). Контур единичной длины, образованный ду­гой вида (а, а), называется пет­лей. Так, на рис. 2.1 (е, d, с, b) — путь, (с, е, d, с) - контур, (d, d) - петля.

Иногда удобно представлять графы в виде некоторых матриц, в частности в виде матриц смеж­ности и инциденций. Предвари­тельно дадим два определения.

Вершины х и у являются смежными, если они различны и если существует дуга, идущая из х в у.

 

 

Рис. 2.2. Общий вид графа

Дугу и называют инцидентной вершине х, если она за­ходит в эту вершину или исходит из нее.

Обозначим через х1, х2,..., хп вершины графа, а через и1, и2, ..., um его дуги.

Введем числа:

Квадратная матрица R=[ri,j] порядка пXп называет­ся матрицей смежности графа.

Введем числа:

Матрица S=[] порядка пXт называется матрицей инциденций для дуг графа.

Матрицы инциденций в описанном виде применимы только к графам без петель. В случае наличия в графе пе­тель эту матрицу следует расчленить на две полуматрицы: положительную и отрицательную.

На рис. 2.2 приведен граф без петель, для которого матрицы смежности и инциденций имеют вид:

 
 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Отношение эквивалентности | Важнейшие элементы проектирования компьютерных сетей


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.096 сек.