Последовательность дискретных и непрерывных операций в освоении клавиатурных навыков
Несмотря на то, что в большинстве современных программ заметно преобладание «мышиного» интерфейса над «клавиатурным», в первых программах курса раннего обучения информатике все операции выполняются исключительно нажатиями клавиш. Более того, в программах Курсор, Перевозчик, Монах, Конюх и др. возможность «мышиного» управления исключается не только на уровне методических рекомендаций: она не допускается реализацией соответствующих программ.
В освоении навыков общения с компьютером клавиатурный интерфейс не случайно стоит на первом месте. При работе с клавишами акцент ставится на дискретность операций управления. Дискретные операции легче осваиваются малышами в силу того, что мелкие мышцы кисти, которые задействованы в операциях управления компьютером, слабо развиты у младших школьников; им трудно даются непрерывные операции с мышью. Поэтому в большинстве учебных программ первых трех учебных четвертей мышку либо невозможно использовать, либо не рекомендуется этого делать. Практически, первая методически обоснованная потребность в использовании мыши появляется только при компьютерном рисовании, при освоении графического редактора.
Одним из основных понятий курса информатики является философская категория информации. В курсе раннего обучения информатике нет строгого определения этого понятия. Это обстоятельство не скрывается от школьников (учебник подталкивает их внутрь замкнутого круга «определений»-толкований: «информация — это сведения...», но «сведения — это информация...»), а после этого предпринимается попытка объяснить «парадоксальное» явление отсутствия определения. Основанием для такого обоснования служит первичность понятия. Это непривычное для младшего школьника обоснование иллюстрируется примерами. Один из них — первичность понятия точки. Действительно, рисунок состоит из линий (это утверждение если и нельзя назвать по всей строгости очевидным, то, во всяком случае, без дискуссий воспринимается детьми), линии — из точек (это утверждение, конечно, следовало бы доказывать; однако доказательство, связанное с понятием континуума, не доступно младшим школьникам; с другой стороны, вполне достаточно использовать здесь интуитивное восприятие детьми линии как совокупности точек). Далее выносится на обсуждение ключевой вопрос: «А из чего состоит точка?». И учитель признается, что и он не сможет ответить на такой вопрос. Он объясняет, почему нет ответа на такой вопрос: «Потому что точка — это первичное понятие. Первичными называются такие понятия, для которых невозможно (а потому и не требуется) давать определения. Наоборот, все другие понятия определяются через первичные. Информация подобно математической точке относится к числу первичных понятий».
Сложность определения не является препятствием для генерации (детьми) большого количества примеров информации. Множество объектов — конкретных проявлений неопределяемого понятия — успокаивает детей, взволнованных философским соотношением первичного и вторичного. Они возвращаются на устойчивую почву привычных явлений и отношений; они умеют не только создавать примеры информации, но и объяснять, что можно делать с информацией во всех названных примерах.
Так возникает важное для всего последующего курса понятие информационного процесса. Процессы классифицируются, и далее для каждого из базовых видов информационных процессов — хранению, передаче и обработке — предусматриваются фрагменты на нескольких подряд следующих уроках. В первых версиях Роботландии разработчики, опираясь на принадлежность понятия информации к теоретической (информационной) линии курса, оправдывали этим отсутствие программной поддержки этих фрагментов. Позднее для этих целей была предложена программа Блокнот, являющаяся, по существу, базой данных. С ее помощью школьники видят, как можно хранить нужную им информацию, передавать ее в базу данных (вводить, записывать) и из базы данных — пользователю (выводить, читать). Наряду с иллюстрацией теоретических положений курса, эта программа является пропедевтикой информационных технологий и используется детьми в практических целях — календарь, органайзер, записная книжка.