Интерес младших школьников к курсу раннего обучения информатике подогревается участием компьютеров в уроках. Не случайно, что постановка курса раннего обучения информатики стала возможной только при адекватном техническом обеспечении. Если первые исторические шаги школьной информатики и допускали так называемые «безмашинные» варианты курса, то реализуемость таких вариантов лишь в старших классах была очевидной. Конкретика компьютерных (программных) реализаций алгоритмов, исполнителей, информационных моделей представляется необходимым условием курса раннего обучения информатике. У малышей компьютер должен включаться на каждом уроке. Время функционирования компьютера на уроке может варьироваться в широких пределах, однако урок без компьютера (и уж тем более серия нескольких последовательных бескомпьютерных уроков) существенно подрывает мотивацию внимания и заинтересованности детей.
Из этого важного обстоятельства непосредственно следует практический вывод: план каждого урока строится так, чтобы хотя бы одна из частей урока (повторение, закрепление, предъявление новой учебной информации, упражнения) предусматривала работу у компьютерного экрана. Косвенно это же обстоятельство определяет и состав учебных программ курса, являясь, тем самым, обязательным требованием технического задания для проектировщиков программного обеспечения курса.
Переход от дошкольного воспитания в детском саду или семейной обстановке к школьным урокам — это, прежде всего, смена форм деятельности ребенка. Такая смена не может происходить мгновенно и осуществляется постепенно. Дидактика начального образования рекомендует не резкую смену игровой формы деятельности на учебную, а постепенное вытеснение: большинство программ для малышей так или иначе облечены в форму компьютерной игры, для старшеклассников такой «игровой» подход к учебному материалу делает предмет непривлекательным и скучным.
Малыши привыкли играть. Что касается современных малышей, то многие из них еще до школы сумели оценить, что компьютер – это привлекательнейшая из игрушек. Поэтому они с интересом и увлечением играют с компьютером в школьном кабинете информатики. Учитель начальной школы, если он хочет добиться успеха, не должен сдерживать это стремление, а, наоборот, поощрять детей, которые готовы увидеть в каждой программе игру. Понятно, что дети могут предложить поиграть в Конюха (этот исполнитель можно условно назвать «мини-шахматами»). Но они считают игрой и головоломки Мудрого Крота, и лингвистические упражнения Правилки, и даже клавиатурные операции тренажера-Курсора.
Искусство учителя, работающего в кабинете информатики, состоит, в частности, в том, чтобы уловить момент, когда следует отказаться от подчеркивания игрового характера учебных программ. Определение такого момента – это составная часть индивидуального подхода к учащимся.