Рисунки к лекциям № 2;3;4;5;6;7;8;9;10;11;12;13;14;15;18;19.
Табл.1.8. Сопоставление объемов и структуры СВЛ в США, СССР и России
Табл. 1.4. Выпуск отливок на душу населения в 2004г., кг/чел
Табл. 1.9. Выпуск отливок ЛВМ и ЛПД в СССР, России и США, тыс. т
Вопросы для самопроверки
Новые понятия и термины
Электронная таблица
Задачи моделирования
Анализ чувствительности
Нелинейная задача
Оптимизационная задача
Целевая функция
Задача "Что будет, если?"
Задача "Как сделать, чтобы?"
Целочисленная задача
Отчет по устойчивости
Теневая цена
Органичения на переменные
Линейная задача
Отчет по результатам
Отчет по пределам
Редуцированная стоимость
1. Перечислите основные задачи моделирования, решаемые в среде электронной таблицы
2. Для каких целей может производится анализ чувствительности и в чем он заключается?
3. Какие возможности предоставляет пользователю электронная таблица Excel 5.0 для решения задачи анализа чувствительности?
4. Какие возможности предоставляет пользователю электронная таблица Excel 5.0 для решения задачи "Как сделать, чтобы?"
5. Какие задачи называют оптимизационными?
6. Какие возможности предоставляются пользователю для решения оптимизационных задач в среде электронной таблицы Excel 5.0?
7. Каковы возможности анализа полученного решения оптимизационной линейной задачи с использованием отчета по устойчивости?
8. В чем отличие линейных и нелинейных оптимизационных задач?
9. Какую информацию содержат отчеты, выдаваемые по решению нелинейной задачи.
10. В чем особенности решения линейных целочисленных задач?
ЛВМ
СССР
Россия
США
ЛПД
СССР
Россия
США
Табл.1.3. Лидеры мирового производства отливок
Номер по порядку
Страна
Производство отливок,
тыс. т./год
Места в мировом производстве отливок в год
2000г.
2005г.
1.
США
13.129
12.826
2.
Китай
10.955
24.421
3.
Япония
6.276
6.656
4.
Россия
4.850
7.620
5.
Германия
4.542
5.108
6.
Индия
3.120
6.111
7.
Франция
2.665
2.342
8.
Италия
2.425
2.541
9.
Бразилия
1.810
2.969
10.
Мексика
1.761
1.788
11.
Ю. Корея
1.651
1.899
% от общего
79.58%
84.6%
min населения 47.0 млн. ч.
Рис. 1.2.Выпуск отливок на душу населения
1 – Россия
2 – Япония
3 – США
4 – ФРГ + Франция + Великобритания + Италия (среднее)
5 – Канада
Табл. 1.5. Лидеры выпуска отливок на душу населения
Номер по порядку
Страна
Выпуск отливок,
кг/чел. год
Место в выпуске отливок на человека в год
2000г.
2005г.
1.
Тайвань
58,29
64,13
2.
Германия
55,25
61,60
3.
Япония
49,49
52,30
4.
США
47,69
42,98
5.
Франция
45,24
39,04
6.
Чехия
43,60
50,93
7.
Италия
41,88
42,14
8.
Словения
40,43
81,57
9.
Австрия
36,66
41,80
10.
Швеция
36,65
38,21
11.
Ю. Корея
35,12
38,99
12.
Испания
34,5
31,61
13.
Россия
33,40
53,13
Рис.1.3
Табл. 1.6. Структура производства по типам сплавов
Изменение структуры отливок в странах «Большой шестерки» и в России, в %. (По «6-ти» средневзвешенным)
сплав
год, страна
Всего
Чугун
СЧ
ВЧ
КЧ
Сталь
Цветное
Al
Mg
Cu
Zn
Другие
по «6»
85,9
94,5
5,5
8,6
5,5
28,5
0,9
47,0
23,6
по «6»
84,3
92,1
2,1
5,8
9,1
6,6
38,4
2,8
34,6
24,2
по «6»
77,0
65,3
31,4
3,3
7,6
15,4
73,4
0,5
13,5
11,6
1,0
Россия
69,4
91,2
3,3
5,5
24,2
6,4
62,4
по «6»
70,6
55,1
43,6
0,9
6,7
22,7
81,0
2,0
7,6
7,5
1,9
Россия
68,2
66,9
13,8
5,4
15,7
16,1
75,4
5,7
13,1
1,7
4,1
№
Страна по общему выпуску
Общ. выпуск, тыс. т
Население, млн. чел.
Уд. Выпуск, кг/чел.
2004г.
Место
1.
США
22.420,4
1.299,736 (1)
17,25
2.
Китай
12.314,1
285,302 (3)
41,7
3.
Япония
6.386,4
127,321 (6)
50,16
4.
Россия
6.548
143,315 (5)
45,68
5.
Германия
4.984,4
82,797 (8)
60,2
6.
Индия
4.623
1.062,758 (2)
4,35
7.
Бразилия
2.829,9
182,810 (4)
15,48
8.
Франция
2.465,6
59,977
41,15
9.
Италия
2.441,3
60,279
40,5
10.
Мексика
2.185,2
106,595 (7)
20,5
11.
Ю. Корея
1.857,3
48,620
38,2
12.
Тайвань
1.451,7
23,227
62,5
13.
Испания
1.309,2
41,169
31,8
14.
Великобритания
1.273
60,705 (10)
20,97
15.
Турция
71,211 (9)
13,79
16.
Украина
974,1
48,705
20,0
17.
Канада
863,3
31,903
27,06
18.
Польша
804,5
38,902
20,68
19.
Чехия
522,4
9,602
54,4
20.
Словения
166,9
2,001
83,4
Табл. 1.7. Структура выпуска отливок по сплавам в США и России (прогноз)
США 1990г.
2004г.
Россия 1990г.
Прогноз
2004г.
тыс. т
%
тыс. т
%
тыс. т
%
тыс. т
%
%
Всего
10.210,5
12.314,1
13.394,0
Черные
8.749,8
85,7
9.463,7
76,9
12.594,0
93,6
84,9
Чугун
7.722,4
75,6
8.433,2
63,4
9.300,0
69,4
68,2
67,8
СЧ
4.608,0
41,1
59,6
4.255,6
34,5
50,4
8.500,2
63,4
91,3
45,7
66,9
45,6
67,4
ВЧ
2.871,0
28,1
37,2
4.014,3
32,6
47,6
306,9
2,3
3,3
9,4
13,8
8,68
12,8
КЧ
248,4
2,4
3,2
163,3
1,3
1,9
492,9
3,6
5,3
3,7
5,4
3,08
5,43
Сталь
1.022,4
10,0
1.030,5
8,3
3.240,0
24,2
15,7
17,1
Цветное
1.460,7
14,3
2.850,3
2,31
860,0
6,4
16,1
15,1
Al
997,9
9,8
68,3
1.964,0
15,9
68,9
4,0
62,4
12,1
75,4
11,4
75,6
Cu
217,4
2,2
14,9
285,7
2,3
10,0
2,1
13,1
1,7
11.3
Zn
213,6
2,1
14,6
326,5
2,5
11,4
0,3
1,7
0,26
1,74
Mg
10,7
0,1
0,7
79,8
0,6
2,8
0,9
5,7
1,0
6,9
Друг.
20,9
0,2
1,4
194,1
1,5
6,8
0,7
4,1
0,65
4,34
1987г. США
СССР 1990г.
Россия 1992г.
Тыс. т
%
Тыс. т
%
Тыс. т
%
Тыс. т
%
Всего
11.669
21.267
9,500
7,680
Песч. ф.
8.374
71,16
17.377
81,3
7,429
78,2
5,968
77,7
СВЛ
3.366
28,84
3.890
18,3
2,071
21,8
1.712,6
22,3
ЦЛ
2.076
61,7
22,4
31,5
483,8
+28,25
ЛПД
26,7
13,1
9,8
+36,3
КЛ
5,53
2.148
55,2
1,080
52,0
=22,42
ЛВМ
3,17
4,3
3,1
2,68
ЛОФ
2,82
3,1
50,3
2,4
53,7
3,13
НЛ
1,3
20,3
0,98
38,4
2,24
ЭШЛ
0,5
др. 76,8
др. 4.48
ГМ
7,68
0,44
Рисунок № 1.
Рисунок № 2.
Рисунок № 3.
Рисунок № 4.
Рисунок № 5.
Рисунок № 6.
Рисунок № 7.
Рисунок № 8.
Рисунок № 9.
Рисунок № 10.
Рисунок № 11.
Рисунок № 12.
Рисунок № 13.
Рисунок № 14.
Рисунок № 15.
Рисунок— первооснова всех изобразительных искусств. Прежде чем написать портрет, живописец чаще всего делает подготовительный рисунок. Скульптурному памятнику предшествует не одно графическое решение. Из-под руки архитектора выходят десятки графических проектов его будущего детища. И даже чашка, которой мы ежедневно пользуемся, существовала сначала на бумаге. Рисунок, по словам Б.Р. Виппера, подобен монологу, иногда он передает первый замысел художника и тем самым приобретает историческое значение в создании того или иного произведения.
Истоки рисунка лежат в возникшем в эпоху палеолита первобытном искусстве, в наскальной и пещерной живописи (изображения животных и орнамент). Прекрасные примеры изысканной графики мы находим на древнеегипетских папирусах Нового царства (XVI— XI вв. до н. э.). Следующий этап развития рисунка — греческая вазопись V—IV вв. до н. э. В Средние века рисунок имел огромное значение при разработке архитектором отдельных декоративных деталей. В мозаиках и фресках Византии и Древней Руси изготовление рисунка-прориси, или картона, было начальным моментом работы монументалиста. Картон иногда просто накладывался на стену и по нему отмечались абрис фигур и вся основа композиции.
Обычно для выполнения рисунка используются бумага и карандаш или уголь. С древнейших времен основой для рисунка являлась деревянная дощечка, чаще всего буковых пород дерева, квадратной формы, величиной с ладонь. В Риме такие дощечки вощили и по грунту процарапывали рисунок, иногда их обтягивали телячьей кожей — пергаменом. В средневековых рукописных книгах и текст, и миниатюры писали на пергамене. С XIV в. наряду с пергаменом начали использовать бумагу, изобретенную задолго до этого в Китае. В отличие от китайцев, которые делали бумагу из древесного луба, европейцы стали изготовлять ее из льняных тряпок.
Инструменты рисовальщика делятся на сухие (грифель, карандаш) и мокрые (кисть, перо). Штифт — это металлический грифель, в Средние века — свинцовый, с XV в. — серебряный (как правило, из серебра был только наконечник).
Тем не менее именно в XIX столетии серебряный грифель был вытеснен графитным карандашом (так называемый карандаш Контё). Позволяя сочетать штриховку и растушевку, он удовлетворял запросы художников, тяготевших и к барочным, и к классицистическим принципам.
Не менее разнообразные формы штриховки и растушевки дает мокрый инструмент — перо.
Жидкостями для пера в Средние века служили чернильный орешек (его использовали монастырские писцы и миниатюристы в своих скрипториях), бистр (из сосновой сажи), китайская тушь (ламповая копоть), в XVIII в. — сепия (из пузыря каракатицы), с XIX в. — анилиновые чернила (по времени это совпало с появлением стального пера).
Мягкую красочную линию дают также уголь, итальянский карандаш («черный мел») и сангина («красный мел»). Сангина известна еще по рисункам палеолитических пещер. Ею любили пользоваться Леонардо, Андреа дель Сарто, Корреджо. Леонардо, как впоследствии Рубенс и Рембрандт, обращался часто и к итальянскому карандашу. Тициан и Тинторетто предпочитали широкие и мягкие линии углем, почти скульптурно лепящие светотень.
Каждая эпоха имеет свои художественные пристрастия, свой излюбленный «инструментарий» для рисунка. Грифель и перо — для готики, перо, итальянский карандаш, сангина — в период Высокого Ренессанса, сочетание пера и кисти (лавис) — у маньеристов, а с XVIII в. -так называемая техника «в три карандаша» (сангина -«самый утонченный, самый аристократический инструмент рисунка».
Академическая система обучения рисунку возникла не на пустом месте. О трех стадиях постижения основ рисунка писал еще Леонардо в своем «Трактате о живописи»: копирование выдающихся работ (рисунков, гравюр, картин, фресок), затем зарисовка слепков и мраморов и как завершающая стадия — рисование с натуры.
В рисунках с натуры исследователи выделяют несколько форм: кроки (от фр. croquis — набросок) — по меткому выражению Виппера, «художественный афоризм» (кроки Гейнсборо, Ватто, Тьеполо), эскиз— подготовительная композиция к будущему произведению, дающий основное распределение масс, светотеневое решение (эскиз для монументальной живописи в размер называется картон), и этюд — наиболее тесно связанный с натурой рисунок какой-либо детали композиции.
Главные средства художественной выразительности, используемые в рисунке, — линия и светотень; роль цвета в нем очень ограничена, но его возможности огромны.
Во-первых, это доступно. во-вторых, рисование чувственно: волнуют образы и сюжеты, волнуют движения линий и изменчивость цвета, волнует и переживается все происходящее в рисунке, волнуют сами рисунки; в-третьих, оно познавательно: помогает разглядеть, узнать, уточнить, освоить, понять многое, да и показать свои знания; в-четвертых, оно выразительно: рисуя, можно многое выразить, порою больше и с меньшими трудностями, чем в словах, особенно маленьким детям; можно изобразить и выразить свои восторги, желания, мечты, фантазии, предчувствия, страхи, знания, суждения, открытия и многое другое; в-пятых, рисование продуктивно: рисуешь и обязательно что-нибудь получается. Рисунок — это сделанная вещь.
Истинная же ценность детского рисования заключается не в том, какого качества рисунки создают дети, а в том, что через творчество они преодолевают свои личные проблемы, реализуют свой жизненный опыт, освобождаются от неприятного и утверждают позитив собственной жизни. Предпочтения в выборе тем или тематическая неопределенность, навязчивые повторения или боязнь каких-либо сюжетов свидетельствуют о душевных нуждах ребенка. Рисование у детей также начинается как своего рода движение руки — размахивание, царапанье, постукивание, вращение и шлепанье кистью. Движения эти завершаются своеобразными результатами-следами: на песке, на стене, на запотевшем или замерзшем стекле, на бумаге.
Случайные точки, штрихи, пятна. Но у разных детишек разные, как по форме, так и по пространственному расположению и ориентированию на листе. И обусловливается это различие индивидуальными особенностями физического строения рук, зрения, а также темпераментом и настроением ребенка в момент рисования. Как только в детском рисовании визуальный контроль начинает преобладать над моторными импульсами, ребенок начинает усматривать в рисунке особое значение получающихся каракуль, пытается угадывать в них признаки чего-то понятного ему.
Большое событие в рисовальной жизни малыша происходит, когда линия, хаотично бегавшая по каракульному рисунку, вдруг замыкается, заключив в себе определенный участок листа. Получается ни на что не похожая форма. Объектное рисование — переходная фаза от каракульного доизобразительного к изобразительному.
Так появляются «головоноги» — первые изображения человека, очень распространенные в детских рисунках.
Рисование позволяет ребенку фиксировать познанные явления в графических знаках и, материализовав их, таким образом, как бы удваивать мир, вступать с ним в «ненастоящий» контакт, овладевать и управлять им. Так реализуется заместительная функция рисования, психологически очень важная для человека.
Через рисование расширяются сферы общения ребенка.
Само мышление 3—4-х летнего ребенка предметно. Первые изобразительные рисунки — это набор изображений отдельных объектов, где важен сам факт изображения как называние, как обозначение этих форм с опознавательными признаками-деталями.
Предметное рисование постепенно перерастает в событийное. Единичные герои, предметы, образы начинают взаимодействовать. У детей 3—5 лет замыслы неустойчивы и часто возникают лишь в процессе рисования, превращая его в игру. Восприятие и сознание ребенка отмечают наличие в мире иных связей, кроме непосредственно исходящих от него и направленных к нему. Обозначение значимых связей между персонажами рисунка может быть выражено их взаиморасположением, размерами и ориентированием в листе. В рисунке с изображением всех членов семьи их размеры могут оказаться в прямой зависимости от возраста, положения в семье, значимости для ребенка.
Их расположение, слева, справа, сверху, снизу имеет свое выразительное значение и делает рисунок образным и динамичным. Для большей убедительности становятся необходимыми обозначения обстоятельств действия (место, время, последовательность событий). Итак, рисунки становятся сюжетными, событийными. А событие — это действие, а действие — это движение. И надо придумать, как это движение изобразить. И ребенок всматривается, примечает, как происходит то или иное движение, ищет приемы передачи признаков движения в рисунке.
Движение передается через жесты, позы фигур, через их вытянутость по направлению движения, через изображение ориентиров. Творческие поиски приводят детей к остроумным решениям: идущие рядом держатся за руки, стремящиеся навстречу — протягивают друг другу руки, у бегущей собаки — много ног, сзади бегущего человека — воздушные вихри и следы и т. д. Движение в рисунке происходит фронтально, вдоль картинной плоскости: влево-вправо, вверх-вниз. Ребенок чувствует ограниченность возможностей двухмерного листа бумаги, но это не входит в противоречие с его творческими потребностями.
К пяти годам у ребенка накапливается уже достаточно большой жизненный опыт. Все жизненные связи по-разному открываются ему, принося различные переживания, затрагивая и волнуя его чувства. Все это детьми осознается и дифференцируется. В творчестве детей 5—6 лет происходит взрыв рисовальной активности, когда максимально открываются для них изобразительные возможности в графике и в цвете, а исследовательский интерес к выразительным особенностям материалов и желание экспериментировать с ними оснащают детей новыми способами изображения. Это требует анализа причинно-следственной зависимости этих связей, чтобы иметь возможность ориентироваться в мире и творить в нем.
6—7 лет — «золотой век» детского рисования. В это время достигают определенной зрелости и гармонично взаимодействуют в творчестве: практический жизненный опыт ребенка, опыт его самообладания и саморегуляции, опыт общения с разными людьми и работы с разными материалами, опыт эмоциональной и интеллектуальной обработки информации, знания, опыт изобразительной деятельности. Детское творчество обнаруживает устойчивые характерные признаки: искренность, динамичность, повышенную эмоциональность, живописность, богатство фантазии, простоту и уверенность детской логики, символизм образности, смелость решений, оптимизм...
Термин «график» восходит к греческому — пишу, черчу, рисую.
В мире «свободных художеств» искусство графики занимает особое место. Обладая исключительной возможностью изображать неподвластное даже могущественной живописи и скульптуре.
Мир графики — многообразен и тем самобытен. Ее разновидности объединяет особая эмоциональность, проникновенность художественного образа.
Уникальная графика — проявление личного, интимного в творчестве художника. Она зародилась и существует преимущественно как искусство художника для себя, как его сокровенная творческая лаборатория. Такая графика демонстрирует, казалось бы, неизобразимое: эмоцию, чувство, мысль, дыхание души своего создателя.
Хранящая тепло руки художника, хрупкая уникальная графика, с ее загадочной недосказанностью, стилистической самобытностью, тональной и цветовой условностью, способна обостренно фиксировать, подобно трепетно пульсирующей кардиограмме, первое впечатление, ощущение своего создателя, пусковой импульс его замысла.
Уникальная графика — это разновидность искусства графики, произведения которого создаются и предназначаются для существования исключительно в единственном экземпляре.
Выделяя две основные разновидности графического искусства — уникальную и печатную, отметим и еще одну обладающую признаками обеих.
Это так называемая оригинальная графика. В широком смысле рукотворная авторская графика оригинальна по способу воспроизведения. Но не каждое произведение служит оригиналом к плановому репродуцированию. Поэтому важно четко обозначить понятия уникальной и оригинальной графики. Суть различий заключается в изначальной целевой установке произведения либо на существование в единственном, уникальном экземпляре, либо на обязательное последующее тиражирование.
С эстампом ситуация достаточно очевидна, ибо установка на тиражирование здесь непременное условие процесса создания произведения. Рисованная же иллюстрация исполняется в уникальной технике, тогда как смысл существования иллюстрации вообще a priori предполагает ее полиграфическое воспроизведение в книжном тираже.
Напротив, произведение уникальной графики и создается в уникальной технике и, как мы отметили, функционально ориентировано исключительно на существование в единственном числе. Разумеется, уникальную графику можно репродуцировать, но это вовсе не является необходимостью.
Самоценность уникального графического произведения складывается из ряда признаков, но общей важнейшей особенностью его стилистики является тонально-линеарная конфигуративность изображения, основанная на законах рисунка, иными словами, пластическое взаимодействие пятна и линии.
«Рисуночное» своеобразие уникальной графики зависит не только от инструмента и материала исполнения. Главное в способе их применения, наличии в стилистике созданного с их помощью изображения графической триады: линии, штриха и пятна.
Многообразие уникальной графики поистине чрезвычайно велико, если не сказать беспредельно. Она включает разнообразные произведения рисуночного характера как с ярко выраженным графизмом (контрастная черно-белая, линеарно-контурная или локально-силуэтная стилизация форм), так и с богатой тонально-живописной нюансировкой, как созданные монохромным (черным, серым, белым, коричневым и т. д.) материалом, так и в сочетании нескольких, чаще двух-трех цветов.
Разнообразна по цвету и фактуре и графическая основа — бумага, чаще всего используемая в работе. Природе уникальной графики свойственны сугубо рисовальные твердые художественные материалы: графитный карандаш, «возрожденческие» серебряный и свинцовый штифты. Существуют и так называемые «мягкие», сыпучие, «мажущиеся» материалы: сангина, итальянский карандаш, уголь, мел, соус, пастель, а есть и «мокрые» составы на водной основе: тушь, акварель, бистр, чернила, тот же разведенный водой соус и т. п.
Графическое произведение, как произведение художественного творчества, отличает тот или иной тип (основа) воспроизведения: с натуры, по памяти и по воображению.
Графическое произведение с натуры создается при непосредственном визуальном восприятии, наблюдении реально существующего объекта изображения.
Особую группу уникальных графических произведений из разряда натурных этюдов образует учебный рисунок: задания различной сложности, предназначенные для последовательного совершенствования профессиональных художественных навыков ремёсла художника.
Особенностью произведений, созданных по памяти и по воображению, является то, что их рождение происходит в первом случае на основе представлений-воспоминаний об объекте изображения, а во втором при помощи фантазии. Однако в обоих случаях — вне непосредственного визуального контакта с ним, Часто это произведения эскизного характера, разработки того или иного творческого замысла художника от наброска до последнего варианта.
Графические произведения могут представлять собой станковую композицию, самостоятельный этюд, а также носить вспомогательный или подготовительный характер, т. е. различаться по функционально-смысловому признаку.
Станковая композиция обычно воплощает серьезный идейно-содержательный замысел автора, построена в целом и продумана в частностях и представляет собой самостоятельное законченное произведение.
К разряду самостоятельных этюдов следует причислить натурные рисунки, создание которых продиктовано простым желанием художника отобразить заинтересовавший его объект.
В отличие от самостоятельного этюда, вспомогательный как раз и создается под определенный творческий замысел художника. Рисунки такого рода нацелены на укрепление и обогащение авторской идеи силой и выразительностью натурного правдоподобия, призваны содействовать разработке и конкретизации задуманного сюжета путем сбора и накопления разнообразного натурного материала. Здесь может изображаться буквально все: архитектурный и природный пейзажи и их фрагменты, исторические и современные художнику предметы быта, костюмы, вооружение, объекты животного и растительного мира, люди, части тела и т. п.
К уникальной вспомогательной графике следует также отнести и графический эскиз. В эскизе художник разрабатывает не образ конкретного героя или какой-либо фрагмент произведения, а его общее композиционное решение в виде целостной структуры, с наибольшей полнотой и ясностью выражающее авторский замысел. Эскизно-подготовительная графика — это творческая лаборатория художника. От эскиза к эскизу он последовательно добивается гармоничной сбалансированности идейно-содержательной и сюжетной линий произведения, программируя тем самым необходимый ему художественный образ.
В зависимости от функций — цели и задач, стоящих перед художником находится и продолжительность его работы — длительное исполнение, результатом которой становится законченный фундаментальный рисунок; средняя продолжительность (зарисовка); краткосрочное исполнение (набросок, кроки, так называемая «почеркушка»).
От фундаментального рисунка зарисовка отличается не только гораздо меньшим, хотя и достаточным для выполнения проработанного рисунка сроком создания, но и преимущественно натурным типом воспроизведения.
В наброске, пожалуй, как нигде проявляется мастерство художника, способного в нескольких свободных молниеносных линиях, буквально за несколько минут, создать острохарактерный, лаконичный и точный образ интересующего его объекта, как натурного, так и воображаемого. Набросок — инструмент творческого поиска художника, быть может, наиболее примечательная и яркая разновидность уникальной графики. В нем особенно ощутима энергия присутствия «мыслящей» руки создателя, живущая в каждом касании листа.
Рассматривая графический лист, мы, по аналогии с живописью, относим его к одному из жанров, определяя как «парадный портрет», «натюрморт», «пейзаж», «батальнуюкомпозицию», «анималистическую зарисовку», «рисунок интерьера» и т. д.
Однако наиболее существенным для типологизации произведений уникальной графики является художественный материал. Это может быть: карандаш; тушь, перо и тушь, кисть; «мягкие» материалы (соус, сангина, уголь, пастель); акварель.
Существует немало разновидностей карандашного рисунка: угольный, цветной, жировой и итальянский карандаши.
Тушь в сочетании с кистью или пером (стальным, гусиным или тростниковым), как и графитный карандаш,— одна из наиболее популярных техник уникальной графики.
Говоря о соусе, сразу вспоминаешь неподражаемые портреты И.Н. Крамского, его совершенное владение техникой «мокрого», растертого в порошок и разведенного водой соуса с применением кисти, о чем нам еще предстоит узнать.
Уголь и сангина — материалы, применяемые в художественной практике значительно чаще, нежели соус. Их привлекательность заключается не только в своеобразной красоте бархатисто-черного угля или красновато-коричневой сангины, богатых живописно-тональных возможностях, но и в особой пластичности хрупкой, легко поддающейся растиранию грифельной палочки.
Обособленность пастели и акварели в ряду прочих уникальных графических материалов объясняется привлечением к работе большого количества цветов, позволяющих передавать колористическое богатство натуры. А это, как известно, является прерогативой живописи. Двойственность ситуации заключается в использовании технических приемов, характерных для рисования другими графическими материалами. Для «мягкой» пастели — сангиной или углем, для акварели — «мокрым» соусом или тушью и кистью в размывку. Поэтому они считаются пограничными между живописью и графикой разновидностями художественного творчества.
Изобразительные возможности того или иного материала определяют выбор соответствующей формы — способа, техники исполнения. В уникальной графике утвердились такие способы, как линеарно-контурный, живописно-тональный, штриховой, контрастно-силуэтный и смешанный. Эти вариации укладываются в известную графическую триаду: линия, пятно, штрих.
В изобразительном искусстве линии — это различные по протяженности, кривизне и прерывистости черты, нанесенные на плоскость рисующим материалом, след движения грифеля карандаша, угля или кисти, а пятна — различные по площади и тональной интенсивности участки сплошной массы материала. Штрихом можно назвать короткий отрезок линии. Множество пересекающихся или параллельно нанесенных штрихов образуют штриховку, обладающую свойствами пятна. Штриховой способ по этой причине соединяет в себе изобразительные возможности как линии, так и пятна.
Итак,, изучение уникального графического произведения основывается на совокупном определении ряда специфических признаков, обеспечивающих его типологическую принадлежность и художественное своеобразие. Но не только. Все перечисленные выше качества определяют особенности восприятия произведения.