русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Графика как вид изобразительного искусства


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 1584; Нарушение авторских прав


Детский рисунок

ТЕМА 2. Рисунок.Графика

Рисунки к лекциям № 2;3;4;5;6;7;8;9;10;11;12;13;14;15;18;19.

Табл.1.8. Сопоставление объемов и структуры СВЛ в США, СССР и России

Табл. 1.4. Выпуск отливок на душу населения в 2004г., кг/чел

Табл. 1.9. Выпуск отливок ЛВМ и ЛПД в СССР, России и США, тыс. т

Вопросы для самопроверки

Новые понятия и термины

 

Электронная таблица Задачи моделирования Анализ чувствительности Нелинейная задача Оптимизационная задача Целевая функция
Задача "Что будет, если?" Задача "Как сделать, чтобы?" Целочисленная задача Отчет по устойчивости Теневая цена Органичения на переменные Линейная задача Отчет по результатам Отчет по пределам Редуцированная стоимость

 

1. Перечислите основные задачи моделирования, решаемые в среде электронной таблицы

2. Для каких целей может производится анализ чувствительности и в чем он заключается?

3. Какие возможности предоставляет пользователю электронная таблица Excel 5.0 для решения задачи анализа чувствительности?

4. Какие возможности предоставляет пользователю электронная таблица Excel 5.0 для решения задачи "Как сделать, чтобы?"

5. Какие задачи называют оптимизационными?

6. Какие возможности предоставляются пользователю для решения оптимизационных задач в среде электронной таблицы Excel 5.0?

7. Каковы возможности анализа полученного решения оптимизационной линейной задачи с использованием отчета по устойчивости?

8. В чем отличие линейных и нелинейных оптимизационных задач?

9. Какую информацию содержат отчеты, выдаваемые по решению нелинейной задачи.

10. В чем особенности решения линейных целочисленных задач?



 

   
ЛВМ СССР                    
Россия                
США            
ЛПД СССР                    
Россия                
США          

 

Табл.1.3. Лидеры мирового производства отливок
Номер по порядку Страна Производство отливок, тыс. т./год Места в мировом производстве отливок в год
2000г. 2005г.
1. США 13.129 12.826
2. Китай 10.955 24.421
3. Япония 6.276 6.656
4. Россия 4.850 7.620
5. Германия 4.542 5.108
6. Индия 3.120 6.111
7. Франция 2.665 2.342
8. Италия 2.425 2.541
9. Бразилия 1.810 2.969
10. Мексика 1.761 1.788
11. Ю. Корея 1.651 1.899
               
               
% от общего 79.58% 84.6%   min населения 47.0 млн. ч.

 

Рис. 1.2.Выпуск отливок на душу населения 1 – Россия 2 – Япония 3 – США 4 – ФРГ + Франция + Великобритания + Италия (среднее) 5 – Канада
Табл. 1.5. Лидеры выпуска отливок на душу населения
Номер по порядку Страна Выпуск отливок, кг/чел. год Место в выпуске отливок на человека в год
2000г. 2005г.
1. Тайвань 58,29 64,13
2. Германия 55,25 61,60
3. Япония 49,49 52,30
4. США 47,69 42,98
5. Франция 45,24 39,04
6. Чехия 43,60 50,93
7. Италия 41,88 42,14
8. Словения 40,43 81,57
9. Австрия 36,66 41,80
10. Швеция 36,65 38,21
11. Ю. Корея 35,12 38,99
12. Испания 34,5 31,61
13. Россия 33,40 53,13

 

Рис.1.3
Табл. 1.6. Структура производства по типам сплавов Изменение структуры отливок в странах «Большой шестерки» и в России, в %. (По «6-ти» средневзвешенным)
сплав год, страна Всего Чугун СЧ ВЧ КЧ Сталь Цветное Al Mg Cu Zn Другие
по «6» 85,9     94,5     5,5 8,6 5,5     28,5   0,9   47,0   23,6  
по «6» 84,3     92,1   2,1   5,8 9,1 6,6     38,4   2,8   34,6   24,2  
                         
по «6» 77,0     65,3   31,4   3,3 7,6 15,4     73,4   0,5   13,5   11,6   1,0
Россия 69,4     91,2   3,3   5,5 24,2 6,4     62,4        
по «6» 70,6     55,1   43,6   0,9 6,7 22,7     81,0   2,0   7,6   7,5   1,9
Россия 68,2     66,9   13,8   5,4 15,7 16,1     75,4   5,7   13,1   1,7   4,1

 

 
     
Страна по общему выпуску Общ. выпуск, тыс. т Население, млн. чел. Уд. Выпуск, кг/чел.
2004г. Место
1. США 22.420,4 1.299,736 (1) 17,25  
2. Китай 12.314,1 285,302 (3) 41,7
3. Япония 6.386,4 127,321 (6) 50,16
4. Россия 6.548 143,315 (5) 45,68
5. Германия 4.984,4 82,797 (8) 60,2
6. Индия 4.623 1.062,758 (2) 4,35  
7. Бразилия 2.829,9 182,810 (4) 15,48  
8. Франция 2.465,6 59,977 41,15
9. Италия 2.441,3 60,279 40,5
10. Мексика 2.185,2 106,595 (7) 20,5  
11. Ю. Корея 1.857,3 48,620 38,2
12. Тайвань 1.451,7 23,227 62,5
13. Испания 1.309,2 41,169 31,8  
14. Великобритания 1.273 60,705 (10) 20,97  
15. Турция 71,211 (9) 13,79  
16. Украина 974,1 48,705 20,0  
17. Канада 863,3 31,903 27,06  
18. Польша 804,5 38,902 20,68  
19. Чехия 522,4 9,602 54,4
20. Словения 166,9 2,001 83,4

Табл. 1.7. Структура выпуска отливок по сплавам в США и России (прогноз)

  США 1990г. 2004г. Россия 1990г. Прогноз 2004г.
тыс. т % тыс. т % тыс. т % тыс. т % %
Всего 10.210,5 12.314,1 13.394,0
Черные 8.749,8 85,7 9.463,7 76,9 12.594,0 93,6       84,9
Чугун 7.722,4 75,6 8.433,2 63,4 9.300,0 69,4 68,2 67,8
СЧ 4.608,0 41,1 59,6 4.255,6 34,5 50,4 8.500,2 63,4 91,3 45,7 66,9 45,6 67,4
ВЧ 2.871,0 28,1 37,2 4.014,3 32,6 47,6 306,9 2,3 3,3 9,4 13,8 8,68 12,8
КЧ 248,4 2,4 3,2 163,3 1,3 1,9 492,9 3,6 5,3 3,7 5,4 3,08 5,43
Сталь 1.022,4 10,0 1.030,5 8,3 3.240,0 24,2 15,7 17,1
Цветное 1.460,7 14,3 2.850,3 2,31 860,0 6,4 16,1 15,1
Al 997,9 9,8 68,3 1.964,0 15,9 68,9   4,0 62,4 12,1 75,4 11,4 75,6
Cu 217,4 2,2 14,9 285,7 2,3 10,0       2,1 13,1 1,7 11.3
Zn 213,6 2,1 14,6 326,5 2,5 11,4       0,3 1,7 0,26 1,74
Mg 10,7 0,1 0,7 79,8 0,6 2,8       0,9 5,7 1,0 6,9
Друг. 20,9 0,2 1,4 194,1 1,5 6,8       0,7 4,1 0,65 4,34
  1987г. США СССР 1990г. Россия 1992г.
Тыс. т % Тыс. т % Тыс. т % Тыс. т %
Всего 11.669 21.267 9,500 7,680
Песч. ф. 8.374 71,16 17.377 81,3 7,429 78,2 5,968 77,7
         
СВЛ 3.366 28,84 3.890 18,3 2,071 21,8 1.712,6 22,3
ЦЛ 2.076 61,7 22,4 31,5 483,8 +28,25
ЛПД 26,7 13,1 9,8 +36,3
КЛ 5,53 2.148 55,2 1,080 52,0 =22,42
ЛВМ 3,17 4,3 3,1 2,68
ЛОФ 2,82 3,1 50,3 2,4 53,7 3,13
НЛ 1,3 20,3 0,98 38,4 2,24
ЭШЛ     0,5     др. 76,8 др. 4.48
ГМ             7,68 0,44

 

 

 

Рисунок № 1.

Рисунок № 2.

Рисунок № 3.

Рисунок № 4.

Рисунок № 5.

Рисунок № 6.

Рисунок № 7.

Рисунок № 8.

Рисунок № 9.

Рисунок № 10.

Рисунок № 11.

Рисунок № 12.

Рисунок № 13.

Рисунок № 14.

Рисунок № 15.

Рисунок— первооснова всех изобразительных искусств. Прежде чем написать порт­рет, живописец чаще всего делает подготовительный рисунок. Скульптурному памятнику предшествует не одно графическое решение. Из-под руки архитекто­ра выходят десятки графических проектов его будущего детища. И даже чашка, которой мы ежедневно пользуемся, существо­вала сначала на бумаге. Рисунок, по словам Б.Р. Виппера, подобен мо­нологу, иногда он передает первый замысел художника и тем самым приобретает историческое значение в создании того или иного про­изведения.

Истоки рисунка лежат в возникшем в эпоху палеолита первобыт­ном искусстве, в наскальной и пещерной живописи (изображения животных и орнамент). Прекрасные примеры изысканной графики мы находим на древнеегипетских папирусах Нового царства (XVI— XI вв. до н. э.). Следующий этап развития рисунка — греческая вазо­пись V—IV вв. до н. э. В Средние века рисунок имел огромное значение при разработке архитектором отдельных декоративных дета­лей. В мозаиках и фресках Византии и Древней Руси изготовление рисунка-прориси, или картона, было начальным моментом работы монументалиста. Картон иногда просто накладывался на стену и по нему отмечались абрис фигур и вся основа композиции.

Обычно для выполнения рисунка используются бумага и карандаш или уголь. С древнейших времен основой для рисунка являлась дере­вянная дощечка, чаще всего буковых пород дерева, квадратной формы, величиной с ладонь. В Риме такие дощечки вощили и по грунту проца­рапывали рисунок, иногда их обтягивали телячьей кожей — пергаме­ном. В средневековых рукописных книгах и текст, и миниатюры пи­сали на пергамене. С XIV в. наряду с пергаменом начали использовать бумагу, изобретенную задолго до этого в Китае. В отличие от китайцев, которые делали бумагу из древесного луба, европейцы стали изготов­лять ее из льняных тряпок.

Инструменты рисовальщика делятся на сухие (грифель, каран­даш) и мокрые (кисть, перо). Штифт — это металлический грифель, в Средние века — свинцовый, с XV в. — серебряный (как правило, из серебра был только наконечник).

Тем не менее именно в XIX столетии серебря­ный грифель был вытеснен графитным карандашом (так называе­мый карандаш Контё). Позволяя сочетать штриховку и растушевку, он удовлетворял запросы художников, тяготевших и к барочным, и к классицистическим принципам.

Не менее разнообразные формы штриховки и растушевки да­ет мокрый инструмент — перо.

Жидкостями для пера в Средние века служили чернильный орешек (его использовали монастырские писцы и миниатюристы в своих скрипториях), бистр (из сосновой сажи), китайская тушь (лампо­вая копоть), в XVIII в. — сепия (из пузыря каракатицы), с XIX в. — ани­линовые чернила (по времени это совпало с появлением стального пера).

Мягкую красочную линию дают также уголь, итальянский каран­даш («черный мел») и сангина («красный мел»). Сангина известна еще по рисункам палеолитических пещер. Ею любили пользоваться Леонардо, Андреа дель Сарто, Корреджо. Леонардо, как впоследствии Рубенс и Рембрандт, обращался часто и к итальянскому карандашу. Тициан и Тинторетто предпочитали широкие и мягкие линии углем, почти скульптурно лепящие светотень.

Каждая эпоха имеет свои художественные пристрас­тия, свой излюбленный «ин­струментарий» для рисунка. Грифель и перо — для готи­ки, перо, итальянский каран­даш, сангина — в период Вы­сокого Ренессанса, сочета­ние пера и кисти (лавис) — у маньеристов, а с XVIII в. -так называемая техника «в три карандаша» (сангина -«самый утонченный, самый аристократический инстру­мент рисунка».

Академическая система обучения рисунку возникла не на пустом месте. О трех стадиях постижения основ рисунка писал еще Леонардо в своем «Трактате о жи­вописи»: копирование выдающихся работ (рисунков, гравюр, картин, фресок), затем зарисовка слепков и мраморов и как завершающая стадия — рисование с натуры.

В рисунках с натуры исследователи выделяют несколь­ко форм: кроки (от фр. croquis — набросок) — по меткому выражению Виппера, «художественный афоризм» (кроки Гейнсборо, Ватто, Тьеполо), эскиз— подготовительная композиция к будущему произведению, дающий основ­ное распределение масс, светотеневое решение (эскиз для монументальной живописи в размер называется кар­тон), и этюд — наиболее тесно связанный с натурой ри­сунок какой-либо детали композиции.

Главные средства художественной выразительности, используемые в рисунке, — линия и светотень; роль цвета в нем очень ограничена, но его возмож­ности огромны.

Во-первых, это доступно. во-вторых, рисование чувственно: волнуют образы и сюжеты, волнуют движения линий и изменчивость цвета, волнует и пережива­ется все происходящее в рисунке, волнуют сами рисунки; в-третьих, оно познавательно: помогает разглядеть, узнать, уточнить, освоить, понять многое, да и показать свои знания; в-четвертых, оно выразительно: рисуя, можно многое выразить, порою больше и с меньшими трудностями, чем в словах, особенно ма­леньким детям; можно изобразить и выразить свои восторги, жела­ния, мечты, фантазии, предчувствия, страхи, знания, суждения, от­крытия и многое другое; в-пятых, рисование продуктивно: рисуешь и обязательно что-ни­будь получается. Рисунок — это сделанная вещь.

Истинная же ценность детского рисования заключается не в том, какого качества рисунки создают дети, а в том, что через творчество они преодолевают свои личные проблемы, реализуют свой жизненный опыт, освобождаются от неприятного и утверждают позитив собственной жизни. Предпочтения в выборе тем или тематическая неопределенность, навязчивые повторения или боязнь каких-либо сюжетов свидетельст­вуют о душевных нуждах ребенка. Рисование у детей также начинается как своего рода движение руки — размахивание, царапанье, постукивание, вращение и шлепа­нье кистью. Движения эти завершаются своеобразными результата­ми-следами: на песке, на стене, на запотевшем или замерзшем стекле, на бумаге.

Случайные точки, штри­хи, пятна. Но у разных детишек разные, как по форме, так и по пространственному расположению и ориенти­рованию на листе. И обусловливается это различие индивидуальными особенностями физического строения рук, зрения, а также темпера­ментом и настроением ребенка в момент рисования. Как только в детском рисовании визуальный контроль начинает преобладать над моторными импульсами, ребенок начинает усматри­вать в рисунке особое значение получающихся каракуль, пытается угадывать в них признаки чего-то понятного ему.

Большое событие в рисовальной жизни малыша происходит, ко­гда линия, хаотично бегавшая по каракульному рисунку, вдруг замы­кается, заключив в себе определенный участок листа. Получается ни на что не похожая форма. Объектное рисование — переходная фаза от каракульного доизобразительного к изобразительному.

Так появляются «головоноги» — первые изображения человека, очень распространенные в детских рисунках.

Рисование позволяет ребенку фиксировать познанные явления в графических знаках и, материализовав их, таким образом, как бы уд­ваивать мир, вступать с ним в «ненастоящий» контакт, овладевать и управлять им. Так реализуется заместительная функция рисования, психологически очень важная для человека.

Через рисование расширяются сферы общения ребенка.

Само мышление 3—4-х летнего ребенка предметно. Первые изо­бразительные рисунки — это набор изображений отдельных объек­тов, где важен сам факт изображения как называние, как обозначение этих форм с опознавательными признаками-деталями.

Предметное рисование постепенно перерастает в событий­ное. Единичные герои, предметы, образы начинают взаимодейство­вать. У детей 3—5 лет замыслы неустойчивы и часто возникают лишь в процессе рисования, превращая его в игру. Восприятие и сознание ребенка отмечают наличие в мире иных связей, кроме непосредствен­но исходящих от него и направленных к нему. Обозначение значимых связей между персонажами рисунка мо­жет быть выражено их взаиморасположением, размерами и ориенти­рованием в листе. В рисунке с изображением всех членов семьи их размеры могут оказаться в прямой зависимости от возраста, положе­ния в семье, значимости для ребенка.

Их расположение, слева, справа, сверху, снизу имеет свое выразительное значение и делает рисунок образным и динамичным. Для большей убедительности становятся необходимыми обозна­чения обстоятельств действия (место, время, последовательность со­бытий). Итак, рисунки становятся сюжетными, событийными. А собы­тие — это действие, а действие — это движение. И надо придумать, как это движение изобразить. И ребенок всматривается, примечает, как происходит то или иное движение, ищет приемы передачи призна­ков движения в рисунке.

Движение передается через жесты, позы фигур, через их вытянутость по направлению движения, через изображение ориентиров. Творческие поиски приводят детей к остроумным решениям: идущие рядом держатся за руки, стремящиеся навстречу — протягивают друг другу руки, у бегущей собаки — много ног, сзади бегущего челове­ка — воздушные вихри и следы и т. д. Движение в рисунке происходит фронтально, вдоль картинной плоскости: влево-вправо, вверх-вниз. Ребенок чувствует ограничен­ность возможностей двухмерного листа бумаги, но это не входит в противоречие с его творческими потребностями.

К пяти годам у ребенка накапливается уже достаточно большой жизненный опыт. Все жизненные связи по-разному открываются ему, при­нося различные переживания, затрагивая и волнуя его чувства. Все это детьми осознается и дифференцируется. В творчестве детей 5—6 лет происходит взрыв рисовальной ак­тивности, когда максимально открываются для них изобразительные возможности в графике и в цвете, а исследовательский интерес к вы­разительным особенностям материалов и желание экспериментиро­вать с ними оснащают детей новыми способами изображения. Это требует анализа причинно-следственной зависи­мости этих связей, чтобы иметь возможность ориентироваться в мире и творить в нем.

6—7 лет — «золотой век» детского рисования. В это время дос­тигают определенной зрелости и гармонично взаимодействуют в твор­честве: практический жизненный опыт ребенка, опыт его самооблада­ния и саморегуляции, опыт общения с разными людьми и работы с разными материалами, опыт эмоциональной и интеллектуальной об­работки информации, знания, опыт изобразительной деятельности. Детское творчество обнаруживает устойчивые характерные призна­ки: искренность, динамичность, повышенную эмоциональность, жи­вописность, богатство фантазии, простоту и уверенность детской ло­гики, символизм образности, смелость решений, оптимизм...

Термин «график» восходит к греческому — пишу, черчу, рисую.

В мире «свободных художеств» искусство графики занимает осо­бое место. Обладая исключительной возможностью изображать не­подвластное даже могущественной живописи и скульптуре.

Мир гра­фики — многообразен и тем самобытен. Ее разновидности объединя­ет особая эмоциональность, проникновенность художественного об­раза.

Уникальная графика — проявление личного, интимного в творче­стве художника. Она зародилась и существует преимущественно как искусство художника для себя, как его сокровенная творческая лабо­ратория. Такая графика демонстрирует, казалось бы, неизобразимое: эмоцию, чувство, мысль, дыхание души своего создателя.

Хранящая тепло руки художника, хрупкая уникальная графика, с ее загадочной недосказанностью, стилистической самобытностью, то­нальной и цветовой условностью, способна обостренно фиксировать, подобно трепетно пульсирующей кардиограмме, первое впечатление, ощущение своего создателя, пусковой импульс его замысла.

Уникальная графика — это разновидность искусства графи­ки, произведения которого создаются и предназначаются для существования исключительно в единственном экземпляре.

Выделяя две основные разновидности графического искусства — уникальную и печатную, отметим и еще одну обладающую признаками обеих.

Это так называемая оригинальная графика. В широком смыс­ле рукотворная авторская графика оригинальна по способу воспроиз­ведения. Но не каждое произведение служит оригиналом к плановому репродуцированию. Поэтому важно четко обозначить понятия уни­кальной и оригинальной графики. Суть различий заключается в изна­чальной целевой установке произведения либо на существование в единственном, уникальном экземпляре, либо на обязательное по­следующее тиражирование.

С эстампом ситуация достаточно оче­видна, ибо установка на тиражирование здесь непременное условие процесса создания произведения. Рисованная же иллюстрация испол­няется в уникальной технике, тогда как смысл существования ил­люстрации вообще a priori предполагает ее полиграфическое воспро­изведение в книжном тираже.

Напротив, произведение уникальной графики и создается в уни­кальной технике и, как мы отметили, функционально ориентировано исключительно на существование в единственном числе. Разумеется, уникальную графику можно репродуцировать, но это вовсе не является необходимостью.

Самоценность уникального графического произведения склады­вается из ряда признаков, но общей важнейшей особенностью его стилистики является тонально-линеарная конфигуративность изображения, осно­ванная на законах рисунка, иными словами, пластическое взаимо­действие пятна и линии.

«Рисуночное» своеобразие уникальной графики зависит не толь­ко от инструмента и материала исполнения. Главное в способе их при­менения, наличии в стилистике созданного с их помощью изображе­ния графической триады: линии, штриха и пятна.

Многообразие уникальной графики поистине чрезвычайно вели­ко, если не сказать беспредельно. Она включает разнообразные произведения рисуночного характера как с ярко выраженным графизмом (контрастная черно-белая, линеарно-контурная или локально-силу­этная стилизация форм), так и с богатой тонально-живописной нюан­сировкой, как созданные монохромным (черным, серым, белым, ко­ричневым и т. д.) материалом, так и в сочетании нескольких, чаще двух-трех цветов.

Разнообразна по цвету и фактуре и графическая ос­нова — бумага, чаще всего используемая в работе. Природе уникаль­ной графики свойственны сугубо рисовальные твердые художест­венные материалы: графитный карандаш, «возрожденческие» сереб­ряный и свинцовый штифты. Существуют и так называемые «мяг­кие», сыпучие, «мажущиеся» материалы: сангина, итальянский карандаш, уголь, мел, соус, пастель, а есть и «мокрые» составы на водной основе: тушь, акварель, бистр, чернила, тот же разведенный водой соус и т. п.

Графическое произведение, как произведение художественного творчества, отличает тот или иной тип (основа) воспроизведения: с натуры, по памяти и по воображению.

Графическое произведение с натуры создается при непосредст­венном визуальном восприятии, наблюдении реально сущест­вующего объекта изображения.

Особую группу уникальных графических произведений из разряда натурных этюдов образует учебный рисунок: задания различной сложности, предназначенные для последовательного совершенство­вания профессиональных художественных навыков ремёсла художни­ка.

Особенностью произведений, созданных по памяти и по вооб­ражению, является то, что их рождение происходит в первом случае на основе представлений-воспоминаний об объекте изображения, а во втором при помощи фантазии. Однако в обоих случа­ях — вне непосредственного визуального контакта с ним, Часто это произведения эскизного характера, разработки того или иного твор­ческого замысла художника от наброска до последнего варианта.

Графические произведения могут представлять собой станковую композицию, самостоятельный этюд, а также носить вспомогатель­ный или подготовительный характер, т. е. различаться по функцио­нально-смысловому признаку.

Станковая композиция обычно воплощает серьезный идей­но-содержательный замысел автора, построена в целом и продумана в частностях и представляет собой самостоятельное законченное про­изведение.

К разряду самостоятельных этюдов следует причислить натур­ные рисунки, создание которых продиктовано простым желанием ху­дожника отобразить заинтересовавший его объект.

В отличие от самостоятельного этюда, вспомогательный как раз и создается под определенный творческий замысел художника. Рисун­ки такого рода нацелены на укрепление и обогащение авторской идеи силой и выразительностью натурного правдоподобия, призваны со­действовать разработке и конкретизации задуманного сюжета путем сбора и накопления разнообразного натурного материала. Здесь мо­жет изображаться буквально все: архитектурный и природный пейза­жи и их фрагменты, исторические и современные художнику предметы быта, костюмы, вооружение, объекты животного и растительного мира, люди, части тела и т. п.

К уникальной вспомогательной графике следует также отнести и графический эскиз. В эскизе художник разрабатывает не образ кон­кретного героя или какой-либо фрагмент произведения, а его общее композиционное решение в виде целостной структуры, с наибольшей полнотой и ясностью выражающее авторский замысел. Эскизно-под­готовительная графика — это творческая лаборатория художника. От эскиза к эскизу он последовательно добивается гармоничной сба­лансированности идейно-содержательной и сюжетной линий произ­ведения, программируя тем самым необходимый ему художественный образ.

В зависимости от функций — цели и задач, стоящих перед ху­дожником находится и продолжительность его работы — дли­тельное исполнение, результатом которой становится законченный фундаментальный рисунок; средняя продолжительность (зарисов­ка); краткосрочное исполнение (набросок, кроки, так называемая «почеркушка»).

От фундаментального ри­сунка зарисовка отличается не только гораздо меньшим, хотя и доста­точным для выполнения проработанного рисунка сроком создания, но и преимущественно натурным типом воспроизведения.

В наброске, пожалуй, как нигде проявляется мастерство худож­ника, способного в нескольких свободных молниеносных линиях, бук­вально за несколько минут, создать острохарактерный, лаконичный и точный образ интересующего его объекта, как натурного, так и вооб­ражаемого. Набросок — инструмент творческого поиска художника, быть может, наиболее примечательная и яркая разновидность уни­кальной графики. В нем особенно ощутима энергия присутствия «мыслящей» руки создателя, живущая в каждом касании листа.

Рассматривая графический лист, мы, по аналогии с живописью, относим его к одному из жанров, определяя как «парадный портрет», «натюрморт», «пейзаж», «батальнуюкомпозицию», «анималистическую зарисовку», «рисунок интерьера» и т. д.

Однако наиболее существенным для типологизации произведений уникальной графики является художественный материал. Это мо­жет быть: карандаш; тушь, перо и тушь, кисть; «мягкие» материалы (соус, сангина, уголь, пастель); акварель.

Существует немало разновидностей карандашного рисунка: угольный, цветной, жировой и итальянский карандаши.

Тушь в сочетании с кистью или пером (стальным, гусиным или тростниковым), как и графитный карандаш,— одна из наиболее по­пулярных техник уникальной графики.

Говоря о соусе, сразу вспоминаешь неподражаемые портреты И.Н. Крамского, его совершенное владение техникой «мокрого», рас­тертого в порошок и разведенного водой соуса с применением кисти, о чем нам еще предстоит узнать.

Уголь и сангина — материалы, применяемые в художественной практике значительно чаще, нежели соус. Их привлекательность за­ключается не только в своеобразной красоте бархатисто-черного угля или красновато-коричневой сангины, богатых живописно-тональных возможностях, но и в особой пластичности хрупкой, легко поддаю­щейся растиранию грифельной палочки.

Обособленность пастели и акварели в ряду прочих уникальных графических материалов объясняется привлечением к работе боль­шого количества цветов, позволяющих передавать колористическое богатство натуры. А это, как известно, является прерогативой живо­писи. Двойственность ситуации заключается в использовании техни­ческих приемов, характерных для рисования другими графическими материалами. Для «мягкой» пастели — сангиной или углем, для ак­варели — «мокрым» соусом или тушью и кистью в размывку. Поэто­му они считаются пограничными между живописью и графикой разно­видностями художественного творчества.

Изобразительные возможности того или иного материала опреде­ляют выбор соответствующей формы — способа, техники исполне­ния. В уникальной графике утвердились такие способы, как линеарно-контурный, живописно-тональный, штриховой, контрастно-си­луэтный и смешанный. Эти вариации укладываются в известную графическую триаду: ли­ния, пятно, штрих.

В изобразительном искусстве линии — это различные по протя­женности, кривизне и прерывистости черты, нанесенные на плос­кость рисующим материалом, след движения грифеля карандаша, угля или кисти, а пятна — различные по площади и тональной интен­сивности участки сплошной массы материала. Штрихом можно на­звать короткий отрезок линии. Множество пересекающихся или па­раллельно нанесенных штрихов образуют штриховку, обладающую свойствами пятна. Штриховой способ по этой причине соединяет в себе изобразительные возможности как линии, так и пятна.

Итак,, изучение уникального графического произведения основы­вается на совокупном определении ряда специфических признаков, обеспечивающих его типологическую принадлежность и художест­венное своеобразие. Но не только. Все перечисленные выше качества определяют особенности восприятия произведения.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Microsoft Excel 5.0 Отчет по устойчивости | Место уникальной графики в изобразительном искусстве


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.018 сек.