Особенности рекламы некоторых типов изданий: художественных произведений; специальной и научной литературы; литературы для детей, подростков.
Художественная литература выпускается в различных изданиях. Это могут быть избранные сочинения, собрания сочинений в одном томе или во многих томах, отдельные романы, повести или стихи, иллюстрированные книги, различные серии и т. д. В этой весьма обширной группе литературы нет единства в стилях и методах ее предложения и рекламы. Трудно представить себе, чтобы каждый человек хотел иметь в своей библиотеке одинаковые книги. Поэтому необходимо глубокое изучение спроса.
Существенное значение имеет, например, вопрос, для кого покупается книга. Если для себя, то выбор определяется интересами и потребностями самого покупателя. При этом часто не так важно оформление, как содержание книги. Если книгу покупают в подарок, к ней предъявляют совершенно иные требования, на первый план выдвигаются вопросы формы. Другим важным моментом при покупке книг «для себя» является то, какую потребность удовлетворяет данная книга. Художественное оформление занимательной литературы может быть самым скромным.
Чтение во время поездки на работу значительно увеличило спрос на «дорожную» литературу. Для чтения в транспорте во многих странах выпускаются серии карманных книг, доступных широким массам из-за их дешевизны и широкого распространения.
Значительно облегчает предложение и рекламу литературно-художественных произведений дальнейшее введение серийности изданий. Серии упорядочивают и систематизируют спрос; они же облегчают рекламу. Серии книг художественной литературы систематизируют издательскую продукцию с точки зрения читательских потребностей, а это помогает продавцу ориентироваться в ассортименте. Характерной чертой серийных изданий является также единый формат и унифицированное графическое оформление, которое включает название серии, иногда специальный значок и порядковый номер выпуска.
Наряду с изданиями, имеющими формальные признаки серии, выпускаются книги, имеющие единый читательский адрес и унифицированное оформление. Публикация «неформальных» серий налагает на издательство меньшие обязательства по сравнению с теми, которые связаны с выпуском серии, но задача этих изданий та же, что и серийных. Правда, отсутствие единого заглавия лишает их общего признака, облегчающего информацию и рекламу.
Предложение и реклама художественной литературы могут проводиться с широким использованием литературных журналов, где помещаются обзоры вышедших книг. Также хорошей формой рекламы художественных произведений является публикация на страницах журналов, а также экранизация или инсценировка на радио и по телевидению. Лишь познакомившись с произведением или его частью в одной из перечисленных выше форм, потенциальный покупатель может принять осознанное решение. При предложении литературы такого рода особое значение получает аннотация на книгу. Сухая и черствая аннотация, написанная казенным языком, та, которая еще может в какой-то мере удовлетворить специалиста на узкоспециальную книгу, никак не подходит к литературно-художественным произведениям.
Для рекламы художественной литературы, помимо перечисленных средств рекламы, общих для всех разделов книжной продукции, особенно активно используются:
— публикации отрывков из литературных произведений;
— литературные композиции по радио и телевидению;
— рецензии и критические статьи;
— интервью и творческие встречи с автором по радио, телевидению и особенно в клубах и магазинах.
Сейчас, с ростом популярности кинотеатров, самую лучшую рекламу художественной книге может сделать выход фильма по этой книге, желательно, с тем же названием. Конечно, фильм снимается не для рекламирования книги. И происходит такое в основном с уже популярными или просто очень хорошими книгами. Но то, что сбыт повышается во много раз, несомненно.
Очень большое значение имеет имя автора. Известность автора обеспечивает автоматическую раскупаемость новых произведений. Если читатель любит книги данного автора, он ждет выхода новых. Правда, о том, что это новое произведение вышло или готовится к выходу, читателя также желательно информировать. Вообще, сейчас «раскрутка» авторов стала, пожалуй, основным направлением продвижения новых художественных произведений.