Распределение по группам большого числа идей, мнений, интересов относительно конкретной темы
2. Реперные точки
Сравнение процесса, продукции, услуги, которые признаны лучшими для идентификации возможных улучшений
3. Мозговая атака
Идентификация возможных решений в отношении проблем и потенциальных возможностей улучшения качества
4. Причинно-следственная диаграмма
Анализ и сообщение причинно-следственных связей
5. Карта процесса
Сбор, накопление данных
Средства для числовых данных
1. Контрольная карта
Оценка стабильности процесса, определение необходимости регулирования. Подтверждение улучшения процесса.
2. Гистограмма
Показ характера изменчивости данных
3. Диаграмма Парето
Показ вклада отдельных факторов в общий результат
4. Диаграмма разброса
Обнаружение и подтверждение статистических зависимостей между двумя наборами данных
«Мозговая атака» используется для идентификации возможных решений проблемы и потенциальных возможностей улучшения качества.
Процедура складывается из 2 этапов:
1. предварительно экспертом разъясняется суть проблемы, далее эксперты высказывают свои идеи (как можно больше);
2. высказанные идеи, записываются на специальные карточки, разбиваются на группы по близкой тематике. Затем обобщенные идеи показываются вновь экспертом, проводится их обсуждение, критиками генерируются новые идеи и т.д. до тех пор, пока не будут сформулированы исчерпывающие предложения по решению проблемы.
При группировке идей используется так называемая диаграмма сродства.
Пример. Улучшение учебного процесса. Идентификаторы возможных групп идей, предложений.
1. качество учебных пособий (методических указаний);
2. уровень обеспечения учебными пособиями;
3. качество преподавания:
- уровень специальных знаний;
- педагогическое мастерство;
4. мониторинг знаний студентов (усвоение материала);
5. контроль и аттестация
Причинно-следственная диаграмма
Процедура.
1. нужно ясно и однозначно определить явление, проблему, требующую улучшения, изменения;
2. определить основные категории возможных причин:
- информационные;
- внешние условия;
- люди;
- материалы, оборудование, методы;
3. нужно начать строить диаграмму, продумывая и вписывая все причины по порядку их следования.
Подходы к построению диаграммы:
- функциональный или дедуктивный (метод сверху вниз) подход целесообразно применять в тех случаях, когда общие проблемы, явления идентифицированы, но не выявлены причины;
- индуктивный (метод снизу вверх) целесообразно применять, когда общие проблемы не идентифицированы, но видно множество мелких причин.
Контрольная карта – документ, позволяющий оценить изменчивость процесса. Контрольную карту относят к документам накопительного и доказательного типа.
В зависимости от метода регистрации данных, контрольные карты могут различаться по альтернативному и количественному признаку.
Пример. Рассмотрим контрольную карту по количественному признаку.
Контрольная карта наглядно показывает изменчивость контролируемого параметра процесса во времени. С помощью карты можно обнаружить тенденцию улучшения/ухудшения процесса или доказать его стабильность.
Диаграмма Парето предназначена для количественного анализа влияния причин на какое либо явление, несоответствие. Она дополняет причинно-следственную диаграмму.
Законы диаграммы Парето. Как правило, количество доминирующих причин от 3 до 5, доминаторы в 50% случаях обуславливают анализируемые явления. Есть группа причин, отнесенная ко всем прочим, которая не может быть доминатором, если данные условия не выполняются – это означает, что существующая причина не выявлена и находится в группе все прочие.
Диаграмма «облако рассеяния».
Допустим, анализируется статистическая зависимость двух случайных величин:
Необходимо определить пары значений , относящиеся к одному объекту, где .
По характеру распределения точек судят о статистической независимости случайных величин
По характеру распределения точек судят о статистической зависимости случайных величин