Идентификация продукции несоответствия требований, ее отделение (изоляция) от соответствия продукции с целью предотвращения непреднамеренного использования и поставки.
Управление несоответствием осуществляется в следующем направлении:
1. исправление несоответствия, если они относятся к исправленным;
2. перевод в другой сорт и реализация по значению;
3. утилизация.
Анализ данных – записи о качестве процессов.
Цель анализа – доказательство соответствия деятельности, выявление несоответствия и их причин, оценивание результативности и эффективности процессов.
Улучшения (корректирующие и предупреждающие действия).
Методы и средства улучшения деятельности есть инструментарий менеджмента качества.
Они излагаются в нормативных документах – международном стандарте ИСО 9004 ч. 4 «Руководящие указания по улучшению качества».
Основные принципы улучшения качества:
1. улучшение качества представляет собой непрерывную деятельность, направленную на регулярное повышение эффективности и результативности процессов;
2. усилие по улучшению качества в первую очередь следует направлять на постоянный поиск возможностей улучшения, а не на выявление таких возможностей в результате возникновения проблемы;
3. ценности, отношения и поведение. Число наиболее важных для улучшения качества ценностей отношений и поведенческих норм:
- фокусирование внимание на уровне запроса потребителей как внутреннего так и внешнего;
- включение всей системы поставок от поставщика к потребителю в систему улучшения качества;
- демонстрация выполнения своих обязательств, руководящих позиций и преданности делу со стороны администрации;
- подчеркивание того, что улучшение составляют часть работы сотрудника как при коллективной, так и при индивидуальной работе;
- адресное распределение проблем, связанное с улучшением процесса;
- установление открытой информационной связи с доступом к данным;
- принятие решений на основе анализа к данным.
4. цели улучшения качества должны регулярно пересматриваться и отражать изменения запросов потребителя;
5. потери качества должны быть соотнесены с вызывающими процессами.
Организация улучшения качествадолжна быть направлена на:
- средства обеспечения политики основных целей улучшения качества;
- средства идентификации нужд и целей межфункционального улучшения качества и распределения ресурсов, необходимых для обеспечения улучшения качества;
- средства поощрения каждого сотрудника в связи с выполнением деятельности по улучшению качества;
- средства анализа и оценивания процесса в области деятельности, направленной на улучшение качества.
Планирование улучшения качества. Цели и планы улучшения качества должны составлять часть производственного плана организации. В разработку плана улучшения качества должны вовлекаться все сотрудники предприятия.
Измерение улучшения качеств. Измерения должны быть связаны с применением следующих мер:
1. мера потерь качества, связанных с неудовлетворенностью запросов потребителя или мера, основанная на информации, получаемая непосредственно от потребителей, из обзоров о конкурирующих изделиях и услугах на данные контроля;
2. мера потерь качества, связанная с эффективностью процесса. Основывается на данных о трудозатратах, исправлений или отбраковки, использовании капиталов и материалов в производстве;
3. мера потерь, связанная с социальным ущербом, основывается на недостаточности реализации человеческого потенциала.
Результаты измерений должны быть документированы и рассматриваться как составная часть административного отчета и контролирующей деятельности предприятия.
Анализ деятельности по улучшению качества. Регулярный анализ деятельности по улучшению качества должен проводиться на всех уровнях административного управления.
Инструментальные средства улучшения:
- средства для числовых данных;
- средства для нечисловых данных.
Любые улучшения начинаются со сбора данных. Большое внимание должно быть уделено формам для сбора документов.
Форма для сбора данных:
1. применение (форма используется при систематическом сборе данных для получения ясного представления фактов);
2. описание (форма представляет собой шаблон для записи собранных данных, которая помогает представить собранные в удобной форме и обеспечить проведение их анализа);
3. процедура сбора данных:
- установите конкретную цель сбора данных (адресуемые вопросы);
- идентификация документов;
- определите, как и кем будет проводиться анализ данных;
- при разработке формы для записи данных предусмотрите информацию о том, кто собрал данные, где и когда они были собраны;
- проверьте форму, собрав и записав в нее некоторое количество данных;
- проанализируйте и измените форму, если требуется.