Аудит – систематическая и независимая проверка, позволяющая определить соответствие деятельности ее результатов запланированным требованиям (плановым показателям).
Аудит качества проводится для системы менеджмента качества, процесса, продукции (услуги). В зависимости от того, кто проводит аудит, он подразделяется на внутренний (проводится первой стороной – собственными силами организации) и внешний (проводится второй (заказчик) и\или третьей (независимый контрольный орган, отраслевой контрольный орган) стороной). Аудит отличается от контроля, надзора, инспекции.
Аудит проводится в соответствии с требованиями специальной нормативной документацией - ГОСТ Р ИСО 19011 «Руководящие указания по проверкам систем менеджмента качества и охраны окружающей среды».
Внутренний аудит является одним из основных процессов, направленных на улучшение СМК. Чем эффективнее функционирует внутренний аудит, тем меньше потребность предприятия во внешнем аудите.
Достоинства внутреннего аудита:
1. Знание внутреннего аудиторами особенностей предприятия.
2. Отсутствие предупреждения сотрудников - аудиторов подразделения к внутренним аудиторам, которые не воспринимаются как посторонние для предприятия лица.
3. Знание внутренними аудиторами специфических каналов коммуникаций, действующих на предприятии.
4. Знание внутренними аудиторами неформальных лидеров, чья информация может быть наиболее полезной при аудите.
5. Возможность пользоваться конфиденциальной информацией в отчетах об аудитах.
6. Отсутствие дефицита времени при аудите.
7. Независимость работы внутренних аудиторов от режима работы сотрудников аудиторских подразделений.
8. Сравнительно небольшие затраты на проведение аудита.
Недостатки внутреннего аудита:
1. Менее высокий уровень объективности.
2. Менее высокая интенсивность работы.
3. Критика со стороны внутренних аудиторов воспринимается болезненно.
4. Уровень квалификации внутренних аудиторов ниже.
5. Результаты внутреннего аудита рассматриваются менее объективно информацию об эффективности и результативности СМК.
6. Результаты внутреннего аудита нельзя использовать для рекламы предприятия.
7. Затраты на внутренний аудит определяются менее точно, чем на внешний.
Задачи внутреннего аудита:
1. Подтверждение соответствия деятельности, ее результатов установленных требований.
2. Анализ и устранение причин выявленных несоответствий (корректирующие действия).
3. Предотвращение появления проблем (предупреждающие действия).
4. Подтверждение выполнения корректирующих действий.
5. Оценка эффективности функционирования процессов и СМК в целом.
6. Установление степени понимания персонала целей, задач и требований документации СМК.
7. Определение путей дальнейшего совершенствования СМК и отдельных ее процессов.