Определение числа списаний и ТО на один автомобиль за цикл
Число технических воздействий на один автомобиль за цикл определяется отношением циклового пробега Lц к пробегу до данного вида воздействия. Так как цикловой пробег в данной методике расчета принят равным ресурсному пробегу LP автомобиля (рис. 2.1), то число описаний одного автомобиля за цикл будет равно единице. В расчете также принято, что при пробеге, равном LP , очередное последнее за цикл ТО-2 не проводится и автомобиль списывается. Кроме того, учитывается, что в объем работ ТО-2 входит обслуживание ТО-1, которое выполняется одновременно с ТО-2. Поэтому в данном расчете число ТО-1 за цикл не включает обслуживание ТО-2.
Ежедневное обслуживание (ЕО) согласно ОНТП подразделяется на ЕОс выполняемое ежедневно при возврате подвижного состава, и ЕОс выполняемое перед ТО и ТР. Периодичность выполнения ЕОс принята равной среднесуточному пробегу.
Таким образом, число списаний (NC), ТО-2 (N2), ТО-1 (N1), ЕОc (NЕО С), (NЕО Т) за цикл на один автомобиль
2.1.Цикловой график технического обслуживания автомобилей
(2.1)
где lcc - среднесуточный пробег автомобиля, км; 1,6 - коэффициент, учитывающий выполнение NЕО Т при ТР.
Если за цикл принят пробег до КР LК , то число КР (NК), ТО-2 (N2), О-1 (N1),
ЕОС (NЕО с и ЕОТ (NЕО т) за цикл на один автомобиль определяется аналогично. При этом вместо пробега Lр принимается пробег LК.
Так как пробег автомобиля за год отличается от его пробега за цикл, а производственную программу предприятия обычно рассчитывают на год, то для определения числа ТО за год необходимо определить годовой пробег автомобиля.
Годовой пробег автомобиля
LГ = Драб.г lccaТ (2.2)
где Драб.г - число дней работы предприятия в году; aТ - коэффициент технической готовности.
В цикловом методе расчета производственной программы по ТО простой автомобиля за цикл по организационным причинам не учитывается. Поэтому при расчете годового пробега автомобиля в формуле (2.2) используется не коэффициент выпуска автомобиля, а коэффициент технической готовности за цикл.
При реконструкции действующих АТП годовой пробег автомобилей обычно устанавливается на основе отчетных данных с учетом перспективы использования подвижного состава.
За цикл
aТ = ДЭ.Ц/( ДЭ.Ц + ДР.Ц) (2.3)
где ДЭ.Ц - число дней нахождения автомобиля за цикл в технически исправном состоянии; ДР.Ц - число дней простоя автомобиля в ТО и ТР за цикл.
В данном расчете ДЭ.Ц принято равным числу дней эксплуатации автомобиля за цикл в технически исправном состоянии, т.е. без учета простоев по организационным причинам. Поэтому
ДЭ.Ц = LP /lcc (2.4)
При расчете aТ обычно учитываются простои подвижного состава, связанные с выводом автомобиля из эксплуатации, т.е. простои в КР, ТО-2 и ТР. Поэтому простои в ЕО и ТО-1, выполняемые в межсменное время, не учитываются.
Таблица 2.6. Нормативы простоя подвижного состава в ТО и ремонте
Подвижной состав
Нормативы простоя в
ТО и ТР, дней/1000 км
КР, календарных дней
Легковые автомобили:
особо малого класса
0,15
-
малого
0,18
-
среднего "
0,22
-
Автобусы:
особо малого класса
0,20
малого "
0,25
среднего " .
0,30
большого "
0,35
особого большого "
0,45
Грузовые автомобили общего назначения грузоподъемностью, т;
Примечание. Нормы простоя подвижного состава в ТО и ТР учитывают замену агрегатов и узлов, выработавших свой ресурс.
А так как продолжительность простоя автомобиляна ТО и ТР в нормативах ОНТП предусматривается в виде общей удельной нормы простоя на 1000 км пробега Дто-тр (табл. 2.6), которая в зависимостиот типа подвижного состава корректируется коэффициентом К2 (см. табл.2.5), число дней простоя автомобиля в ТО-2 и ТР за цикл
ДР.Ц = Дто-тр LP К2/1000 (2.5)
Если для подвижного состава предусматривается КР, то
ДР.Ц = ДК + Дто-тр LК К2/1000 (2.6)
где ДК — число дней простоя подвижного состава вКР.
При определении численного значения Дц необходимо учитывать, что простой подвижного состава в КР предусматривает общее число календарных дней вывода его из эксплуатации, т.е.
ДК = Д`К + ДТ, (2.7)
где Д`к - нормативный простой автомобиля в КР на авторемонтном заводе; ДТ - число дней, затраченных на транспортирование подвижного состава из АТП на авторемонтное предприятие и обратно.
Время ДТ, затрачиваемое на транспортировку подвижного состава, зависит от расстояния между АТП и ремонтными предприятиями, а также времени на оформление и сдачу в ремонт. При отсутствии фактических данных это время ориентировочно может быть принято равным 10-20 % продолжительности простоя в КР по нормативам.
Удельный простой Дто-тр для автомобилей, работающих с прицепами, принимается, как для одиночных автомобилей, так как прицеп отделяется от автомобиля и ремонтируется отдельно.
Для автомобилей-тягачей, работающих с полуприцепами, Дто-тр принимается с учетом времени простоя полуприцепов в ТР, так как второе техническое обслуживание автомобиля-тягача и полуприцепа в основном производится одновременно и без расцепки.
Для удобства последующих расчетов aТ, преобразуем выражение (2.3), разделив его числитель и знаменатель на Дэ.ц
aТ = 1/(1+Др.ц/Дэ.ц) (2.8)
После подстановки в выражение (2.8) значений, Дэ.ц и Дэ.ц из формул (2.4) и (2.5) получим
aТ = 1/(1+ lcc Дто-тр К2/1000) (2.9)
А с учетом простоя подвижного состава в КР, используя формулу (2.6) получим
aТ = 1/(1+ lcc (Дто-тр К2/1000 + ДК /LК) (2.10)
При реконструкции АТП и использовании нормативов и системы их корректирования в соответствии с Положением выражения αТ, по формуле (2.10) примет вид
aТ = 1/(1+ lcc (Дто-тр К4/1000 + ДК КК/LК) (2.11)
где К4 - коэффициент корректирования простоев подвижного состава в ТО и ТР в зависимости от пробега с начала эксплуатации; КК - коэффициент, учитывающий долю подвижного состава отправляемого в КР от их расчетного количества.
Если для подвижного состава КР не предусматривается, то в приведенном выражении (2.11) составляющая ДК КК/LК принимается равной нулю.
На практике в АТП из-за различий в техническом состоянии и пробегах подвижного состава с начала эксплуатации не все автомобили достигшие нормативного пробега до КР LК направляются в капитальный ремонт, что оказывает влияние на общее число КР, а следовательно и на значение αТ,. При этом, если все автомобили достигли нормативного пробега LК и направляются в КР, то Кк = 1 и наоборот, если автомобили достигли LК и продолжают эксплуатироваться, то Кк = 0. Доля подвижного состава, направляемого в КР, устанавливается по отчетным данным АТП, а при отсутствии последних может быть принята для автобусов равной Кк = 0,3-0,6.
Следует отметить, что эксплуатация подвижного состава после достижения нормативного пробега LК значительно увеличивает простои его в ТО и ТР, что является следствием более частых отказов и текущих ремонтов.
Зная число ТО на 1 автомобиль за цикл и годовой пробег автомобиля по формулам (2.1) и (2.2), годовое число ЕОс (SNео с.г),Еот (SNео т.г), ТО-1 (SN1 Г ), ТО-2 (SN2 Г) на группу (парк) автомобилей АИ составит