русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Условия сходимости метода простой итерации для нелинейных систем уравнений второго порядка


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 4866; Нарушение авторских прав


Метод простой итерации

Постановка задачи

РЕШЕНИЕ СИСТЕМ НЕЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ

 

Многие практические задачи сводятся к решению систем нелинейных уравнений с n неизвестными:

(4.1)

В отличие от линейных систем прямых методов решения систем нелинейных уравнений нет, за исключением систем второго порядка, когда одно неизвестное может быть выражено через другое.

Наиболее распространены два метода: метод простой итерации и метод Ньютона.

 

 

Система (4.1) должна быть представлена в следующем виде:

(4.2)

где называются итерирующими функциями.

Алгоритм решения аналогичен алгоритму Зейделя или алгоритму простой итерации для решения систем линейных уравнений.

Пусть известен начальный вектор решения xi = ai, i = 1, 2, …, n, тогда

Итерационный процесс продолжается до тех пор, пока изменение всех неизвестных в двух последовательных итерациях не станет меньше заданного значения e.

Начальные значения должны быть близкими к истинным значениям, иначе итерационный процесс может не сойтись. Поэтому стоит проблема их отыскания (т. е. условий сходимости). В случае расходимости (несходимости) в блок-схеме алгоритма срабатывает механизм ограничения числа итераций.

 

 

Рассмотрим систему из двух уравнений общего вида:

(4.3)

Нужно найти действительные корни x и y с заданной степенью точности e.

Предположим, что данная система имеет корни и их можно установить. Итак, для применения метода простой итерации систему (4.3) нужно привести к виду

(4.4)

где j1 и j2 – итерирующие функции. По ним и строится итерационный процесс решения в виде

n = 0, 1, 2, …, (4.5)

где при n = 0 x0 и y0 – начальные приближения.



Имеет место следующее утверждение: пусть в некоторой замкнутой области R(a £ x £ A; b £ y £ B) имеется одно и только одно единственное решение: x = g; y = b, тогда:

1) если j1(x, y) и j2(x, y) определены и непрерывно дифференцируемы в области R;

2) если начальное решение x0, y0 и все последующие решения xn, yn также принадлежат области R;

3) если в R выполняются неравенства

(4.6)

или равносильные неравенства

(4.6а)

то итерационный процесс (4.5) сходится к определенным решениям, т. е.

Оценка погрешности n-го приближения дается неравенством

,

где М – наибольшее из чисел q1 или q2 в соотношениях (4.6) и (4.6а). Сходимость считается хорошей, если М < 1/2. Если совпадают три значащие цифры после запятой в соседних приближениях, то обеспечивается точность e = 10–3.

Пример 4.1. С заданной точностью решить нелинейную систему второго порядка:

Запишем систему в виде (4.4):

Рассмотрим квадрат 0 £ x £ 1; 0 £ y £ 1. Если взять х0 и у0 из этого квадрата, тогда

Из анализа вида j1 и j2 определим область нахождения их компонент при х = у = 1 в заданном квадрате.

Для j1(х, у): , а для j2(х, у): –< , поэтому при любом выборе (x0, y0) последовательность (xk, yk) останется в прямоугольнике:

; ,

так как 1/3 + 1/2 = 5/6, 1/3 – 1/6 = 1/6, 1/3 + 1/6 = 1/2. Тогда для точек этого прямоугольника

;

.

Условия (4.6) удовлетворяются, следовательно, система может быть решена по методу простых итераций.

Полагаем х0 = 1/2, у0 = 1/2, тогда

х1 = ; у1=.

Вторая итерация: ; ; х3 = 0,533; у3 = 0,351. Вычисляем дальше х4 = 0,533; у4 = 0,351 - эти значения и являются ответом.

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общий алгоритм численных методов решения нелинейных уравнений | Метод Ньютона для системы двух уравнений


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.19 сек.