русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Социальное окружение


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 8769; Нарушение авторских прав


Сигнал

Коммуникатор -------------- --------------------- Реципиент

Канал

Образ реципиента Образ коммункатора

Собственный образ (прямой) Собственный образ (прямой) Собственный образ (отраженный) Собственный образ (отраж.)

Существует целая область психологических исследований – познание говорящего по его голосу и речи. Следующая лекция будет посвящена этой теме.

Существуют и другие гуманитарные подходы к созданию модели коммуникации. Например, популярная при изучении программы «паблик рилейшн» концепция известного американского теоретика в области коммуникации Уилбура Шрама, в которой дифференцируютмя различные цели коммуникации. Согласно ему, одним из главнейших факторов коммуникации является человеческий фактор. Именно он более всего усложняет процесс коммуникации, информационного взаимодействия отдельных людей, и групп коммуникаторов, например, общественных и политических формирований в процессе общения. Уилбур Шрамм писал: "Коммуникация (во всяком случае человеческая коммуникация) - это то, что совершается людьми. Сама по себе, без людей - она не существует. В ней нет ничего магического, кроме того, что в нее вкладывают люди, вступая в коммуникационные связи. В сообщении нет другого содержания, помимо того, которое в него вложили люди. Таким образом, изучающий коммуникацию изучает людей, вступающих в отношения друг с другом, со своими группами, организациями и обществом в целом. Они воздействуют друг на друга, информируют одних и являются информированными со стороны других, обучают одних и учатся у других, развлекают одних и развлекаются благодаря усилиям других при помощи определенных знаков, существующих независимо от каждого из них. Чтобы понять процесс человеческой коммуникации, необходимо понять, как люди общаются между собой". (Schramm Wilbur. The Nature of Communication Between Humans // Process of Effects of Mass Communication / Rev. ed. by Wilbur Schramm and Donald F.Roberts. - Urbana, 1971. P. 17).

м 16_3
Концепция коммуникации Шрамма прежде всего предусматривает модель двустороннего процесса связи, когда и отправитель, и получатель информации действуют в пределах свойственных им рамок соотнесенности, взаимоотношений, сложившихся между ними, и окружающей их социальной ситуации. Такую модель процесса коммуникации специалисты изображают в виде приведенной выше схемы (см.: Cutlip Scott M. and others. Effective Public Relations. - P.- 20).



Как видим, коммуникация - это двусторонний процесс обмена сообщениями (сигналами), базирующийся на общепризнанных понятиях и обусловленный как содержанием взаимоотношений коммуникаторов А и Б, так и социальным окружением. Сообщения или сигналы посылаются, как правило, с целью:

а) информирования;

б)) инструктирования;

в) убеждения;

тех лиц, объектов, на которых рассчитаны эти сообщения.

Но при этом каждая из 3-х задач имеет некоторые особенности.

а) Процесс информирования содержит следующие четыре стадии:

1) привлечение внимания к коммуникации;

2) достижение восприятия сообщения;

3) интерпретацию сообщения в заранее предусмотренном виде;

4) сохранение информации для дальнейшего использования.

б) Инструктирование как процесс с большими требованиями добавляет еще одну стадию: 5) стимулирование активного обучения и практических действий.

в) Убеждение как процесс идет еще дальше, добавляя шестую стадию:

6) восприятие и принятие изменения своей позиции, планов как готовности к действию в соответствии с желанием или точкой зрения отправителя обращения).

Понятно, что преграды на пути к достижению желаемых результатов с помощью информирования, инструктирования и убеждения возрастают с появлением пятой и шестой стадий в процессе коммуникации.
Предварительно подчеркнем, что в предложенной модели коммуникации особое значение имеют два элемента: а) стадия кодирования (сообщение, подготовленное источником - коммуникатором А, должно быть переведено на определенный язык и отправлено тому, кто принимает сообщение - коммуникатору Б); б) стадия раскодирования (прежде чем приступить к действию, принимающий сообщение должен его интерпретировать, расшифровать). Именно на этих стадиях процесса коммуникации возникает множество коллизий в достижении взаимопонимания между источником сообщения и его адресатом:

Содержание сообщения

 

Кодировщик à сообщение А à Декодировщик

Коммуникатор А Комм-р Б

Декодировщик ß сообщение Б à Кодировщик

Информация ≠ коммуникация

 

В этой схеме коммуникация – двухсторонний процесс обмена сообщениями (сигналами), базирующиеся на общепринятых понятиях и обуславливающий как содержание взаимоотношений комм-в А и Б, так и влияние социального окружения процесса информирования.

В наиболее широком представлении о социальном окружении можно говорить как об обществе, которое приобрело или приобретает черты информационного общества.

В социологии и соц. философии возникает точка зрения, что формирующееся информационное общество характеризуется не только и не столько расширяющимися возможностями накопления и переработки информации, сколько новыми формами коммуникации (информатико-коммуникативное производство). В наше время изменяется первый параметр оценки информационного социума: уже не информация, а коммуникация является его системообразующем стержнем. Второй параметр оценки: не уровни знания, а характер отношения к И. становится основанием нового социального неравенства. Имеющий доступ к массовому производству И. (коммуникат. ресурсу – СМИ, интернет) обладают огромными возможностями. Поэтому происходит борьба за информационный ресурс

Коммуникация глобализуется. В мировом информационном процессе возник мировой информационный порядок, сущность которого –

а) насильственное распространение западной культуры, как приоритетной.

б) трансформация структуры коммуникативного опыта уже в среде новых технологий. Постоянная необходимость достраивания, конструирования образа партнера, информационных правил взаимодействия с ним.

в) научный дискурс теряет свое привилегированное положение. На первом плане – политический, новостной дискурс, другие передачи ТВ.

г) возникает миротворчество, виртуальный мир, реализуемый в электронных носителях информации.

Есть концепция общества немецкого социолога Никласа Лумана (1927-1998), которую считают предтечей теорий информационного общества. Его главный труд «Общество общества» (Die Gesellschaft der Gesellschaft) - всеобъемлющее социологическое исследование общества как системы. Выработанная Луманом теория всесторонне и обоснованно описывает процесс возникновения мирового общества в качестве «осевого» для социального развития западной цивилизации.

По Луману, общество, как всеохватывающая социальная система, конституируется различением себя от окружающего мира, к которому относятся системы сознания (индивиды), система мозга и физические системы. Отграничив себя от окружающего мира, общество способно оперировать замкнутым образом и, поскольку, единственной подлинно-социальной операцией выступает коммуникация, то оперативная замкнутость выражается в том, что одна коммуникация подсоединяется к другой коммуникации. Смысл есть медиум, посредством которого происходит такое подсоединение. Однако само общество неоднородно и дифференцируется на ряд подсистем, таких как: функциональные подсистемы (масс-медиа, политика, наука и прочее), системы интеракций лицом-к-лицу, а также системы организаций. Каждая функциональная подсистема обособляется через кодирование коммуникаций: через да-редакции и нет-редакции, заложенные в смысле. Так, каждая функциональная подсистема стремится включить в себя коммуникации, специфичные только для себя, но, одновременно с этим, исключить коммуникации иного рода. Наука, к примеру, существует благодаря коду истина/ложь, поэтому в ней любое истинное утверждение может подсоединяться исключительно к другому истинному утверждению. Мораль общества – благодаря коду добро/зло.

Коммуникация как таковая есть триединство информации, сообщения и понимания.

Анализируя коммуникацию, Луман определяет культуру, жизненный мир как подсистему общества. Жизненный мир у него - лишь фактор коммуникации, но процессы информатизации приводят к изменению как социальной системы, так и подсистем общества то есть и жизненного мира. У Лумана концепция информации осмыслена с позиции тех преобразований, которые происходят в современном социальном пространстве при передаче информации, то-есть коммуникации: «Информация… не является стабильной, переносимой и сохраняемой сущностью. Она представляет собой, скорее, событие, которое, актуализируясь, теряет характер информации. Следовательно, хотя информацию производит знание, её необходимо отличать от (переносимого) знания. Интерес к информации связан со стремлением к неожиданному. Информация является различением между тем, что могло бы быть, и тем, что происходит или сообщается. В этом высказывании присутствуют следы вероятностного или энтропийного подхода к информации.

Информация, по Луману, не имеет ни измерений, в пределах которых она могла бы варьировать, ни местоположения, где ее можно было бы обнаружить. Возможно лишь выделить систему, которая занимается её обработкой.

Таким образом, характер и тип современной коммуникации определяются как свойствами системы, так и множеством случайных факторов, имеющих место в информационном обществе. Луман полагает, что различение понятий знания и информации не является принципиальным для исследования коммуникации. Любая информация рассматривается через различение события и представления, поэтому информация «случается» в информационном обществе, а её избыточность приводит к еще большей неопределенности. Нормативная схема описания коммуникации не отражает реального положения дел в информационном обществе. В качестве наиболее релевантного фактора выступают системы управления коммуникацией - «масс-медиа».

Обращаясь к концепции информационного общества, важно отметить возникновение новых требований к познавательным возможностям человека. От него требуются: – владение разнообразными стилями коммуникации;- гибкость коммуникации с различным характером когнитивного взаимодействия;- быстрота принятия решений;- способность к критическому анализу поступающей информации;- устойчивость к манипулятивным воздействиям (рекламе, «промыванию мозгов, психологическим информационным) войнам.

***



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Информация и коммуникация. | Основные понятия


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.005 сек.