В прошлых лекциях мы рассматривали понятие информации как базовое метанаучное понятие и категорию информационной психологии, используемую наряду с категориями материи, энергии. Перейдя к рассмотрению понятию информационных процессов, мы использовали такие понятие.как продуцирование, передача, хранение, защита информации. Отсюда главные свойства информационных процессов:
-запоминаемость;
- передаваемость
- преобразуемость
- воспроизводимость
- стираемость
- безопасность.
С современных позиций информация понимается и как особый вид ресурса. Ресурс традиционно трактуется как запас материальных, энергетических, структурных или других характеристик объекта (гидроэнергия рек, лесные запасы, системные свойства). В отличие от этих ресурсов (материальных, энергетических) информационные ресурсы являются неистощимыми и предполагают иные методы воспроизведения, обновления, чем материальные ресурсы.
Тем не менее, полноценной теории информации еще не существует несмотря на многочисленные усилия ученых. Но с момента появления кибернетики И. рассматривается применительно ко всем формам движения материи, а не только к высшим.
Высшая форма И. – знания. Знание – категория адисциплинарная или метадисциплнарная, в информатике широко использующаяся в направлении исследований, ставящих целью создание искусственного интеллекта, при создании автоматизированных экспертных систем (там произошел переход от создания базы данных к созданию базы знаний), педагогики, психологии.
В философии познания и кибернетике знание – это один из функциональных аспектов управления. Чтобы управлять, надо знать управляемую систему, знать ее язык, посылать сигналы на доступном и понятном ей языке, т.е. вступать с ней в коммуникацию. Процесс передачи информации – это коммуникациия, в ней есть технический и гуманитарный аспекты, межчеловеческая коммуникация часто именуют общением.
Для нас (психологов) особенно важен процесс передачи информации в самоорганизующихся системах. Самоорганизующаяся система – система, способная поддерживать свою качественную определенность, целенаправленное функционирование и саморазвитие, совершенствование в плане видоизменения своих программ и способов функционирования. Самоорганизующиеся системы возникли исторически, знаменуя новый
этап становления жизни. Все они обладают генетическим единством и в совокупности образуют колоссальную самоорганизующуюся суперсистему из биологических и социальных объектов.
Ученые, прежде всего философы, психологи, социологи, не устают подчеркивать, что коммуникация, как обмен информацией (передача И) является необходимой и неотъемлемой частью существования человека в целом, удовлетворения его духовных и материальных потребностей. К. является важнейшей частью таких сфер жизнедеятельности, как экономика, наука, искусство, политика, приватная сфера. Совсем недавно умерший крупнейший антрополог и философ (отец структурной антропологии) Клод Леви-Стросс писал, что культура немыслима без коммуникации. Что касается точки зрения современных психологов, назовем на выбор, А.В. Петровский пишет, что человек становится личностью в процессе общения, вхождения в общество, с которым он непрерывно контактирует. В процессе обмена информацией каждый человек познает окружающий его социальный, природный и предметный мир, развивает и углубляет свои отношения с ним, познавательные, этические и эстетические. Вспомним концепцию М.Мамардашвили о сознании как трансперсональном явлении, существующем в условном (коммуникативном) пространстве, где обсуждались различные, в том числе и бихевиоральный и близкий к нему деятельностный подход к проблеме «психика и мозг».
В общении раскрывается внутренний мир одного человека для другого.
Даже процесс самопознания – также диалогический, коммуникативный, информационный процесс, приводящий не только к углублению понимания наличествующих черт, но к развитию, к самореализации личности. Человек, лишенный с младенчества общения с социумом не становится полноценной личностью. И, наконец, духовное богатство человека зависит от многообразия межличностных взаимоотношений и коммуникативной культуры общающихся.
Что же такое коммуникация как явление и какие существуют основные теории коммуникации? В словаре коммуникация (от лат. Сommunicatio -сообщение, передача) – это передача информации от одной системы к другой посредством материальных носителей – сигналов. Коммуникация между людьми происходит как обмен сообщениями, в которых отображены идеи, знания, мысли, мнения, оценки, эмоциональные состояния, программы деятельности общающихся сторон. К. обеспечивает существования социума, т.к. делает возможными накопление и передачу социального опыта, разделение труда, организацию совместной деятельности, управление, усвоение культуры. Коммуникация многопланова, специфична в разных сторонах жизнедеятельности, она имеет разные формы, структуры содержания и сходства.
Еще Аристотель описал структуру основные составляющие (в его Риторике) - это отправитель сообщения – сообщение – получатель (адресат) сообщения. Но на самом деле полное описание коммуникации включает и докоммуникативную фазу. Например, подготовка к К. означает обдумывание мысли, побуждение ее высказать, интенцию. В теории речевой коммуникации интенция – побуждение – это подготовка к К.
В технических науках, прежде всего в теории связи, разработана техническая модель коммуникации, потом перешедшая в гуманитарные науки. Ее основные компоненты: субъекты К. (коммуникатор – реципиент), средства К. (код коммуникации в знаковой форме, канал К., предмет К. или тема и отображение его в сообщение. Лингвистика и психология добавили в эту модель эффекты К. – т.е. выраженные или в поведении или изменении внутреннего состояния или отношения или ментальные эффекты.
Итак, базовая модель коммуникации коммуникатор, реципиент, канал связи, сообщение, код.В это модели подчеркивается важность приема хранения и преобразования сообщения и несомой им информации человеком, роль памяти человека – как хранителя информации.
Сообщение в технике рассматривается как сигнал, в котором есть два аспекта – материальный носитель, позволяющий передавать информацию по каналу связи, и информационное содержание. С точки зрения научной передача содержания или информации невозможна на нематериальной основе, хотя в оккультных науках (телепатия), иногда в религии это явление признается и эта проблема обсуждается.
Технические модели коммуникации созданы в конце 40-х годов американскими учеными Клодом Шенноном и Уорленом Вейвером.
Канал связи (среда) Источник информации à сообщение à передатчик - сигнал à приемник à получатель И.
По сути, такая модель К. это модель телефонной связи. В ней присутствут:
- источник информации;
- сообщение;
- передатчик, преобразующий сообщение в сигнал, для его передачи по каналу связи (среда);
- приемник (декодирующее устройство, преобразующее сигнал в сообщение);
- получатель (адресат, реципиент).
Эта схема предусматривала относительно простые и малочисленные проблемы. "Вопросы, которые необходимо разрешить в системе коммуникации, - отмечал Вейвер, - связаны с объемом информации, мощностью коммуникационного канала, процессом кодирования, используемым для преобразования сообщения в сигнал, и воздействием помех" (Weaver Warren. The Mathematics of Communication // Communication and Culture: Reading in the Codes of Human Interaction Ed. by Alfred G.Smith. -N.Y., 1966.- P. 17). Есть и более психологизированные модели коммуникации. такова модель Ласуэлла, известная как линейная (классическая) модель коммуникации
Г. Лассуэла (1948), задающую определенный формат описания коммуника-ции: «Кто и что говорит, по какому каналу, кому и с какими эффектами?» (Who says what to whom in which channel with what effect?)
Данная модель включает 5 основных элементов коммуникативного процесса: кто? (передаёт сообщение) – коммуникатор; что? (передаётся) – сообщение; как? (осуществляется передача) – канал; кому? (направлено сообщение) – аудитории; с каким эффектом? (эффективность сообщения) – результат.
Эта схема даже сегодня широко используемой в изучении коммуникации в СМИ является наиболее подходящей, поскольку наглядно соотносит компоненты между собой, а также потому, что большое количество исследований последующих лет проводилось уже в её русле. «Формула» Лассуэлла стала как собственно моделью, отражающей структуру коммуникативного процесса, так и моделью исследования этого процесса, его структуры и отдельных элементов. В соответствии с этой структурой Лассуэлл выделяет следующие разделы исследования коммуникации, каждый из которых представляет ответ на соответствующий вопрос:
– анализ управления процессами коммуникации: при ответе на вопрос «кто?» рассматриваются факторы, которые открывают и направляют сам акт коммуникации (в первую очередь это сам коммуникатор);
– анализ содержания передаваемых сообщений, сюда же включается статистический анализ частоты упоминаний тех или иных фактов и событий;
– анализ средств и каналов, с использованием которых передаются сообщения; выявление средств, адекватных характеру передаваемых сообщений и наиболее приемлемых для получателя;
– анализ получателей, являющийся жизненно важным для результативной коммуникации;
– анализ результатов («эффекта»)коммуникативного воздействия; в целом результативность коммуникации оценивается на основании возникшего интереса к содержанию сообщения, а не ответная реакция получателя.
Если основные четыре компонента понятны и не вызывают у исследователей никаких разногласий, то последний, пятый компонент, интерпретируется по-разному. Вопрос: «С каким эффектом», соответствующий компоненту результат, имеет основу для ответной реакции субъекта-получателя. Но данная схема не предполагает наличия обратной связи, а только подготавливает ее, благодаря определению результативности полученной реципиентом информации. Поэтому предпосылки для двухсторонней модели были, однако, в связи с начальным этапом развития средств коммуникаций, Г. Лассуэлл оставил ее односторонней (линейной). «Формула» Лассуэлла отражает характерную особенность ранних моделей коммуникации – она предполагает, что коммуникатор всегда старается повлиять на реципиента, коммуникация рассматривается как монолог и а трактуется как процесс убеждения.
Коммуникативная «формула» Лассуэлла представляет собой одновременно и модель исследования коммуникативного процесса, и развернутый план собственно коммуникативного действия – в этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем она обладает и существенным недостатком – она монологична, в ней отсутствует обратная связь, благодаря которой мы рассматриваем коммуникацию не однонаправленной и не «саму по себе», а как двусторонний процесс.
В дальнейшем Г. Лассуэлл предложил более подробную версию своей модели коммуникации. Она также предполагает изучение процесса коммуникации с помощью ответов на следующие вопросы: Кто? С каким намерением? В какой ситуации? С какими ресурсами? Используя какую стратегию? Оказывает влияние на какую аудиторию? С каким результатом?[6]
1. Вопрос кто? связан с определением источника информации, который не всегда может совпадать с коммуникатором, непосредственно ее передающим: это может быть одно лицо, а могут быть разные. Определение этого аспекта важно для нахождения правильного ответа на второй вопрос.
2. Вопрос с каким намерением? – ключевой, поскольку уяснив истинную цель коммуникации, можно говорить о подборе адекватных этой цели средств, о выборе целевой аудитории и т.д. Четкое осознание цели (информирование, инструктирование или же мотивирование аудитории) определяет соответственно и подбор остальных компонентов коммуникации как условие ее эффективности.
3. Ответ на вопрос в какой ситуации? связан с определением того, при каких условиях – благоприятных, неблагоприятных или нейтральных – осуществляется коммуникативный акт. При этом необходимо установить наличие естественных и искусственных барьеров между коммуникатором и аудиторией, которые препятствуют доведению информации до адресата, и попытаться минимизировать их влияние.
4. Отвечая на вопрос с какими ресурсами?, надо знать, что к ресурсам коммуникации относят как самих специалистов-коммуникаторов, так и финансовые и информационные средства, которыми они располагают, а также эффективные коммуникативные технологии, приемы, методы и т.п.
5. Ответить на вопрос используя какую стратегию? – значит правильно выбрать стратегию, следовательно, обеспечить наиболее эффективный способ достижения результативной коммуникации. Стратегия коммуникации определяется в первую очередь характером цели, особенностями аудитории, наличием ресурсов.
6. Вопрос на какую аудиторию? связан с выбором аудитории коммуникации, т.е. тех, кому адресованы сообщения. Эффективность коммуникации связана с правильным выбором аудитории (массовой, специализированной, отдельных людей).
7. Отвечая на вопрос с каким результатом?, подразумевается оценка итога совокупных усилий субъектов коммуникативного процесса. Коммуникация эффективна, если поставленные цели реализованы в установленные сроки и с наименьшими издержками.
Более развернутые модели коммуникации рассмотрены в таком направлении психологической науки, как познание человека человеком (А.А. Бодалев) или социальная перцепция.
Рассмотрим первое направление, в рамках которого разделяется сообщение на вербальный и невербальный ег аспекты (голос и собственно речь). Какая информация может быть передана через звучащую (устную речь)?
В этом контексте полезно пpедставить точку зpения философа. Г.Шпет пишет, что пpоизнесенное и воспpинятое слово диффеpенциpуется слушающим при речевой коммуникации по многим категоpиям [59, с.384]:
- как слово человека, как общий пpизнак человека; - что звучит, речь человека или???
- как голос данного человека N, индивидуальный пpизнак N; - какой человек говорит (распознавание личности)
- как знак какого-то психофизического состояния N (уставший, здоровый,
- как пpизнак пpинадлежности к какой-то культуpе, этноса
- как обладатель фонетических, лексических свойств;
- как носитель понимаемого значения;
- как установленная на данной степени pазвития культуpы моpфологическая, синтаксическая, этимологическая фоpма;
- как носитель эмоционального тона N, свойств личности N, ее отношений (эмотивная и индикативная функции или, иначе. в терминологии старинной физиономики, патогномическая и физиономическая функции)
На самом деле этот перечень не перекрывает всей возможной информации в устном общении. Например, мы способны распознать стиль коммуникации, используемый собеседником. С.Л.Братченко предлагает дифференцировать такие стили общения, как:
1. Авторитарный - (АВ) - ориентация на доминирование в общении, стремление подавить личность собеседника, это когнитивный эгоцентризм, требование быть понятым;
2. Манипулятивный (М) - ориентация на использование собеседника и общения в своих целях, для получения разно вида выгоды, отношение к собеседник у как к средству, стремление «вычислить» собеседника, увидеть его слабые места, чтобы получить нужную информацию, овладение хитростями в общении для получения нужной информации.
3. Альтероцентрический (АЛ) - "центрация" на собеседнике, ориентация на его цели, потребности, бескорыстно жертвование своими интересами, стремление понять запросы другого, безразличие к понимания себя со стороны другого, стремление к развитию собеседника, жертвуя собственным развитием.
4. Конформный (К) - отказ от равноправия в пользу собеседника, ориентация на подчинение силе авторитета, соглашательство, отсутствие стремления к истинному пониманию, направленность на подражание, реактивное общение,
5. Индифферентный (И) - такое отношение к общению, при котором оно игнорируется как таковое со всеми его проблемами, доминирование ориентации на сугубо деловых вопросах, "уход" от общения как такового.
6. Диалогический (Д) – диалогический, ориентация на равноправное общение,, основанное на взаимном доверии и уважении, ориентация на взаимопонимание, взаимную открытость и сотрудничество, стремление к взаимному самовыражению и сотворчеству.
Опросник НЛО, разработанный С.Братченко, служит для измерения выраженности указанных 6 направленностей личности в общенииу испытуемого. (С.Л. Братченко. Диагностика личностно-развивающего потенциала. Методическое пособие для школьных психологов. Псков. 1997.
Возможны и другие классификации направленности личности в общении, например. можно выделить игровой стиль, духовный характер общения и др.
Есть и другие психологизированные модели коммуникации.
Они могут включат ьв свое рассмотрение психические процессы и , например, психические образы коммуникантов, регулирующие процесс общения: