русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Административное правонарушение как основание административной ответственности


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 2267; Нарушение авторских прав


Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу

 

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие либо бездействие физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП).

В указанном выше определении законодательно закрепляется, что субъектами административной ответственности являются как физические, так и юридические лица.

Важным признаком понятия «административное правонарушение» является его противоправность. Для того чтобы конкретное лицо понесло административное наказание, необходимо доказать, что его действия либо бездействие вызвали нарушение правил, установленных законом или подзаконным нормативным правовым актом и защищаемых мерами административной ответственности. В Особенной части КоАП РФ установлены конкретные составы административных правонарушений и предусмотрены соответствующие меры наказания.

Таким образом, административное правонарушение является основанием административной ответственности и представляет собой виновное противоправное деяние, совершенное физическим или юридическим лицом. Вопросы вины будут рассмотрены далее.

Под составом правонарушения понимается совокупность юридических признаков, характеризующих противоправное деяние. Состав правонарушения представляет собой совокупность следующих элементов: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объект административного правонарушения  то, на что оно посягает, т. е. определенная группа общественных отношений, урегулированных нормами конкретной отрасли права и охраняемых законодательством об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 1.2 КоАП РФ в общем виде к таким объектам относятся общественные отношения в сфере охраны прав и свобод человека и гражданина, здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, общественной нравственности, в сфере обеспечения установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка, общественной безопасности, охраны собственности и др.



Применительно к отдельному правонарушению его объект конкретизируется. Например, нарушение законодательства о труде (ст. 5.27 КоАП РФ) посягает на трудовые права граждан; уничтожение или повреждение чужого имущества (ст. 7.17 КоАП РФ)  на собственность; самоуправство (ст. 19.1 КоАП РФ)  на порядок управления.

Объективная сторона административного правонарушения характеризует внешние проявления противоправного деяния, включая способ и условия его совершения, наступившие последствия и т. п.

Противоправное деяние может быть осуществлено путем действия или бездействия. В качестве примеров подобных действий можно привести нарушение правил пользования жилыми помещениями (ст. 7.21 КоАП РФ), управление судном судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения (ст. 11.9 КоАП РФ), и др. Что касается административно наказуемого бездействия, то к нему относятся, например, неисполнение банком или иной кредитной организацией поручения органа государственного внебюджетного фонда (ст. 15.10 КоАП РФ), неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава (ст. 17.3 КоАП РФ).

Последствия совершения противоправного деяния, будучи предусмотренными правовой нормой, выступают в качестве квалифицирующего признака состава правонарушения. Примером может служить нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда или вреда средней тяжести здоровью потерпевшего (ст. 12.24 КоАП РФ).

По содержанию объективной стороны составы административных правонарушений можно разделить на формальные (когда наличие правонарушения определяется независимо от того, наступили или не наступили вредные последствия) и материальные (когда при квалификации правонарушения выясняется причинная связь между противоправным действием (бездействием) и наступившими вредными последствиями, предусмотренными нормой права).

Субъектом административного правонарушения является совершившее его лицо. Им может быть как физическое, так и юридическое лицо, независимо от того, является физическое лицо гражданином Российской Федерации или российским юридическим лицом либо иностранным гражданином, лицом без гражданства или иностранным юридическим лицом.

Среди физических лиц можно выделить «специальных субъектов». К ним прежде всего относятся должностные лица (осуществляющие функции представителей власти, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции и т. п.), которые, как и юридические лица, подлежат ответственности в тех случаях, когда это специально предусмотрено законом.

В качестве примеров можно привести нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил (ст. 10.6 КоАП РФ), злоупотребление свободой массовой информации (ст. 13.15 КоАП РФ) и иные административные правонарушения, влекущие привлечение к ответственности граждан, должностных лиц и юридических лиц.

ГК РФ (см. ст. 48, 49, 50 и др.) определяет понятие и признаки юридического лица, виды юридических лиц, их правоспособность, устанавливает обязанность юридических лиц проходить в установленном порядке государственную регистрацию.

В случаях, когда юридические лица или должностные лица специально не указаны в правовой норме, к административной ответственности привлекаются граждане. В качестве примера можно привести повреждение телефонов-автоматов (ст. 13.24 КоАП РФ), блокирование транспортных коммуникаций (ст. 20.18 КоАП РФ) и др.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризует психическое отношение физического лица к совершенному деянию и его последствиям, т. е. представляет собой вину, которая имеет две формы.

Умышленная форма вины заключается в том, что лицо сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (ст. 2.2 КоАП РФ), например, умышленная порча военного билета (ст. 21.7 КоАП РФ), умышленное повреждение или срыв печати (пломбы) (ст. 19.2 КоАП РФ).

В материальных составах правонарушения умышленная вина включает также отношение лица, привлекаемого к административной ответственности, к наступившим вредным последствиям (либо оно предвидит эти последствия и желает их наступления, либо сознательно допускает их наступление, либо относится к ним безразлично). В зависимости от этого различают прямой и косвенный умысел.

Неосторожная форма вины заключается в том, что лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. 2.2 КоАП РФ).

Характерными примерами подобных правонарушений являются небрежное хранение материалов и данных государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации, повлекшее их утрату (ст. 7.26 КоАП РФ), небрежное хранение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, повлекшее их утрату (ст. 21.7 КоАП РФ).

Принципиальное отличие содержится в понятии вины юридического лица. Так, если вина физического лица определяется через его психическое отношение к содеянному, то юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Очевидно, что выяснять наличие или отсутствие такой возможности должен орган, рассматривающий дело по существу. Однако в большинстве случаев практическая реализация данного положения может вызвать серьезные затруднения, поскольку четких критериев вины юридического лица в приведенном законодательном определении не содержится. Следовательно, в каждой конкретной ситуации правоприменитель (субъект административной юрисдикции) должен оценивать возможность соблюдения юридическим лицом установленных правил.

Субъектами административной ответственности являются две группы лиц  физические и юридические лица.

Среди физических лиц общими субъектами являются вменяемые граждане Российской Федерации, достигшие 16-летнего возраста (ст. 2.3 и 2.8 КоАП РФ). К ним относятся также иностранные граждане и лица без гражданства, поскольку они подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами России (ст. 2.6 КоАП РФ).

Следует иметь в виду, что при определенных условиях некоторые категории физических лиц не подлежат административной ответственности на общих основаниях либо освобождаются от нее. Например, согласно Закону РФ «О статусе судей в Российской Федерации» установлен особый порядок привлечения к административной ответственности судей. Не могут быть привлечены к ответственности депутаты за совершение административного правонарушения в связи с осуществлением собственно депутатской деятельности. Что касается иностранных граждан, то имеются в виду лица, пользующиеся иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами (ст. 2.6 КоАП РФ).

Кроме того, некоторые категории физических лиц привлекаются к административной ответственности лишь за совершение определенных видов административных правонарушений. Поэтому правомерно выделить их в отдельную группу особых субъектов. Это военнослужащие и призванные на сборы граждане, сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, которые несут ответственность на общих основаниях за нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы и другие правонарушения. В иных случаях данные лица несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами или специальными положениями о дисциплине. К перечисленным лицам также не может быть применен административный арест, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву,  и административный штраф (ст. 2.5 КоАП РФ).

Ограничения подобного рода касаются и иных лиц. Так, конфискация охотничьего ружья, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство являются основным законным источником средств к существованию (ст. 3.7 КоАП РФ). Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющих детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп (ст. 3.9 КоАП РФ).

Особую группу субъектов административной ответственности составляют несовершеннолетние (лица в возрасте от 16 до 18 лет). Особенности их статуса закреплены в ряде статей КоАП РФ.

Так, к несовершеннолетним лицам не может быть применен арест; несовершеннолетний, в отношении которого рассматривается дело об административном правонарушении, может быть удален на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать на него отрицательное влияние; защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего (в том числе потерпевшего) при производстве по делу осуществляют его законные представители, причем при рассмотрении дела судья, орган, должностное лицо вправе потребовать присутствия законного представителя несовершеннолетнего.

Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних в большинстве случаев рассматривают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 23.2 КоАП РФ).

Согласно ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ несовершеннолетний может быть освобожден от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Специальными субъектами административной ответственности являются лица, специально указанные в конкретной правовой норме. Например, родители или иные законные представители несовершеннолетних несут административную ответственность за появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, распитие ими пива и напитков, изготовленных на его основе, распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст. 20.22 КоАП РФ).

Основную группу специальных субъектов представляют собой должностные лица, которые привлекаются к ответственности в случае совершения ими административных правонарушений в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом понимается лицо, которое постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляет функции представителя власти, т. е. наделено в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, которое выполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), несут ответственность как должностные лица.

Как правило, в правовых нормах в качестве субъектов ответственности указываются должностные лица без указания их должностных обязанностей. Это имеет место, например, в случае нарушения правил лесопользования (ст. 8.25 КоАП РФ), правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном и воздушном транспорте (ст. 11.16 КоАП РФ) и в других случаях.

Иногда ответственности подлежат конкретные категории должностных лиц. Например, за выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке или не прошедшего государственного технического осмотра, наказываются должностные лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств (ст. 12.31 КоАП РФ).

Такая мера административного наказания, как дисквалификация, может применяться только к лицам, занимающим руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, к членам совета директоров, арбитражным управляющим и некоторым иным лицам (ст. 3.11 КоАП РФ).

Юридических лиц можно отнести к специальным субъектам, поскольку они подлежат административной ответственности за совершение правонарушений только тогда, когда это предусмотрено статьями Особенной части КоАП РФ или законами субъектов РФ (ст. 2.10 КоАП РФ).

В КоАП РФ (ст. 2.10) специально оговорено, какое юридическое лицо подлежит ответственности в случае его реорганизации (слияния, присоединения, разделения, преобразования юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида).

Иностранные юридические лица, совершившие административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (ст. 2.6 КоАП РФ).

 

Рекомендация:



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принципы административной ответственности | Виды административных правонарушений


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.005 сек.