Основным мотивом для объединения предприятий выступает желание получить синергетический эффект.
Явление, когда доходы от совместного использования ресурсов превышают сумму доходов от использования тех же ресурсов по отдельности, часто называют эффектом «2 + 2 = 5». И. Ансофф называет этот эффект синергизмом [3]. И. Ансофф предлагает оценивать синергетический эффект с помощью показателя возврата инвестиций (ROI) (1):
ROI = (St – Ot)/It, где (1)
St – годовой объем продаж товара;
Ot – текущие расходы;
It – объем инвестиций.
И. Ансофф считает, что положительный синергетический эффект проявляется в увеличение величины доходов и / или снижении оперативных расходов и / или снижении потребности в инвестициях. Все эти изменения неразрывно связаны со временем. Поэтому четвертым проявлением положительного синергетического эффекта можно считать ускорение изменений этих переменных.
Другой подход к количественной оценке синергетического эффекта встречаем в эконометрике. Рассмотрим уравнение множественной регрессии (2):
y = a + b1x1 + b2x2 + … + bpxp (2)
Практическая значимость уравнения множественной регрессии оценивается с помощью показателя множественной корреляции (Ryx1…xp) и его квадрата (R2yx1…xp) – коэффициента множественной детерминации. Показатель множественной корреляции характеризует тесноту связи рассматриваемого набора факторов (x1, x2, … xp) с исследуемым признаком (y), или, иначе, оценивает тесноту совместного влияния факторов на результат [96].
Коэффициент множественной детерминации (R2yx1…xp) отражает не только влияние отдельных факторов, но и системный эффект.
Мера системного эффекта (η2сист) может быть рассчитана следующим образом (3):
β2ј – измеритель роли вариации фактора xј из уравнения множественной регрессии во всей вариации результативного признака (y);
ј = 1, 2, …, k.
Совместимые факторы (дополняющие друг друга) дают положительный системный эффект (η2сист > 0), несовместимые факторы (противостоящие друг другу) дают отрицательный системный эффект (η2сист < 0).
Основным недостатком данного подхода к оценке синергии, по нашему мнению, является то, что качество исследования зависит от выбранных для рассмотрения факторов.
И. Ансофф считает, что хотя и можно выделить основные факторы, влияющие на синергизм, количественно оценить и объединить их эффекты невозможно.
На основании прочитанной литературы приходим к выводу, что можно выделить следующие типы синергии и формы ее проявления [3; 8; 10; 58]:
1. Начальный синергизм – может существовать в двух формах: в форме денежных сбережений и в форме экономии времени. Данный тип экономии, названный И. Ансоффом начальным синергизмом и встречаемый у И.П. Бойко как эффект плацдарма, реализуется путем сокращения первоначальных инвестиций за счет приобретения необходимых ресурсов по цене, ниже возможного их создания, либо путем достижения поставленной цели в более короткий срок.
В большинстве случаев освоение нового продукта или технологии, а также внедрение в новые географические районы может быть достигнуто более быстро и эффективно путем приобретения уже существующего предприятия, чем строительства нового. Это происходит в отраслях, требующих крупных инвестиций в основные фонды, а также в производственную инфраструктуру: нефтяная, химическая, машиностроительная отрасли [8]. Кроме того, это целесообразно тогда, когда рыночная оценка имущественного комплекса приобретаемой фирмы значительно меньше стоимости замены ее активов. Вместе с приобретенной компанией можно получить опыт, технологии, лицензию, клиентскую базу, что позволит быстрее достичь поставленных целей с меньшими издержками.
Отсутствие необходимых первоначальных инвестиций в данный момент времени – основная причина того, что организация может предпочесть покупке предприятия внутреннее развитие, хотя это может обойтись ей в целом дороже. В случаях, если в новой отрасли наблюдается завышенная стоимость предприятия, выбор между приобретением и внутренним развитием приходится делать в пользу внутреннего развития.
Начальный синергизм проявляется во всех типах интеграции.
2. Текущий синергизм – существует в форме экономии денег и имеет следующие разновидности:
2.1. Сбытовой синергизм. Синергизм продаж [3] может иметь место, когда для нескольких товаров используются одни и те же каналы распределения, управление процессом продаж происходит из единого центра или используются одни складские помещения. Это повышает эффективность работы торгового персонала. Кроме того, общая реклама, стимулирование сбыта, имеющаяся репутация – все это способно привести к увеличению дохода на единицу вложений.
Синергизм продаж, на наш взгляд, характерен в наибольшей степени для горизонтальной интеграции, родовых объединений, частично – для конгломератов.
2.2. Управленческий синергизм. Если при входе в новую отрасль руководство фирмы обнаруживает, что возникающие проблемы во многом схожи с теми, что встречались раньше, оно имеет неплохие шансы эффективно управлять новым видом деятельности. Если же, наоборот, проблемы в новой отрасли являются новыми и незнакомыми, положительный эффект синергизма не только будет низким, но существует угроза отрицательного эффекта решений руководства [3].
Считаем, что управленческий синергизм в наибольшей степени характерен для горизонтальной интеграции и в наименьшей – для конгломератов.
2.3. Операционный синергизм (синергизм, связанный с привлечением факторов производства) имеет следующие проявления:
1) Экономия, обусловленная масштабами производства, – достигается, когда средняя величина издержек на единицу продукции снижается по мере расширения объема выпуска продукции (до определенных пределов, за которыми рост масштабов производства снижает эффективность). Это обусловлено тем, что величина постоянных издержек предприятия относительно стабильна и при увеличении объемов производства постоянные издержки в расчете на единицу выпускаемой продукции сокращаются.
Экономия от масштаба характерна для всех типов интеграции, если они сопровождаются ростом объема производства.
Накопленные эффекты обучения / опыта и эффект масштаба способствуют снижению цен, а с каждым ценовым сокращением можно завоевывать новый, еще больший рыночный сегмент. Это усиливает эффекты обучения и масштаба (рис. 4), которые, в свою очередь, способствуют новому снижению цен и, следовательно, новому рыночному росту. Возникает, так называемая, «спираль самоусиления», в которой снижение издержек приводит к большему объему товарооборота, и наоборот. Кроме того, эффект кривой обучения / опыта способствует повышению качества, что вызывает большее доверие у потребителей к новому изделию и, естественно, увеличивает сбыт. Наконец, увеличенный объем сбыта также «самоусиливается», потому что, чем больше продается, тем больше осведомленность об изделии и тем больше его знают [10].
Рис.4. Самоусиливающиеся круговые эффекты
Степень, в которой выгоды от масштаба приносят хороший результат, зависит от вида бизнеса. Выгоды от масштаба в условиях непрерывного производства намного больше, чем в условиях серийного производства. Это связано с необходимым объемом инвестиций в случае расширения производства [10].
2) Вторым проявлением операционного синергизма является сокращение накладных расходов за счет единых затрат на НИОКР, маркетинг, управление, вспомогательные и обслуживающие цеха.
3) Экономия на трансакционных издержках. Современная экономическая теория определяет трансакционные издержки как издержки пользования услугами рынка [58]. В трансакционные издержки включаются издержки на сбор информации о товарах, имеющихся на рынке, фирмах-продавцах, условиях продаж или покупок, проведение переговоров, подготовку и заключение контрактов, контроль за исполнением контрактов и т.д. В результате объединения организаций устраняется неопределенность во внешней среде, что приводит к экономии на сборе достоверной информации ради повышения ее действенности, снижаются издержки на конкурентную борьбу.
Эрро замечал, что каждому полезно некоторым образом доверять другим. При отсутствии доверия многие возможности для взаимовыгодной кооперации будут упущены [Цит. по кн. 9]. Можно ожидать, что вертикальная интеграция будет более распространена в культурной среде с низким, нежели с высоким доверием.
4) Усиление рыночного влияния. Крупная интегрированная фирма может оказывать давление на поставщиков и потребителей, добиваясь скидок и отсрочек платежей. В наибольшей степени данный эффект, по-нашему мнению, проявляется в случае горизонтальной и вертикальной интеграции, частично – конгломерата.
5) Оптимизация налогообложения. Регулировать сумму налога на прибыль, в случае наличия в группе убыточных предприятий, а также перенести бремя налогообложения с переделов на конечный продукт, а значит, перенести основную сумму платежей на более поздний срок возможно благодаря использованию внутри вертикально интегрированной корпорации механизма трансфертного ценообразования [71].
6) Получение государственной поддержки. Крупная корпорация создает большое количество рабочих мест, поэтому государство заинтересовано в стабильности ее работы. Она может получать государственную поддержку как в виде прямых дотаций или размещения государственных заказов, так и в виде реструктуризации налоговых платежей [71].
7) Рост внутренних и внешних инвестиционных возможностей. Появляется возможность осуществлять более масштабные проекты, благодаря концентрации капитала, а также повышению заемного потенциала. Кроме того, организации становятся доступны разнообразные источники финансирования, варьируя которыми, можно снизить общую стоимость привлекаемого капитала.
3. Будущий синергизм – экономия времени и денег. Будущий синергизм близок к эффекту плацдарма. Совместный эффект наступает, когда специализирующаяся на двух видах деятельности компания, совмещая ресурсы, получает доступ к таким товарам / рынкам, на которые она не могла бы выйти без крупных дополнительных инвестиций. Например, руководство концерна Daimler-Benz приобрело крупную компанию, занимающуюся электроникой. Оно считает, что это приближает компанию к выпуску нового поколения автомобилей, управление которыми будет основано на использовании достижений компьютерной техники [3]. Однако может оказаться, что руководство не угадает будущие тенденции, в результате чего потерпит значительные убытки, связанные с освоением нового вида деятельности и разработкой новой технологии.
Будущий синергизм характерен для всех типов интеграции.
Представляет интерес классификация синергии, предложенная В.М. Архиповым, и представленная на рис. 5 [5].
Связанность продукции по:
Тип синергии
технологии
организации
сбыту
Полная (тройная)
-
Средняя (двойная)
-
-
Минимальная (одинарная)
-
-
-
Нулевая (чистая диверсификация)
Рис.5. Типы синергии при диверсификации фирм
Из рис. 5 видно, что чем больше факторов-источников синергии реализовано, тем больше общий синергетический эффект от объединения организаций.
Считаем, что В.М. Архипов выбрал три важнейших проявления текущего синергизма в трактовке И. Ансоффа, таких как: сбытовой, управленческий и операционный синергизм, – и рассмотрел результат от их взаимодействия.
В основе синергетического эффекта лежат взаимосвязи между элементами системы. Все возможные типы взаимосвязей между подразделениями можно свести к трем общим категориям: материальные, нематериальные и конкурентные взаимосвязи [41].
Материальные взаимосвязи возникают там, где есть возможности одновременного осуществления некоторых видов деятельности в силу наличия общих покупателей, каналов реализации, технологий и других факторов.
Нематериальные взаимосвязи способствуют получению конкурентных преимуществ через передачу общих знаний или технологий в управлении определенным видом деятельности от одного подразделения другому.
Третья форма существования взаимосвязей, конкурентные взаимосвязи, логически вытекает из наличия у компании таких соперников, которые в действительности конкурируют с ней по нескольким направлениям или могли бы конкурировать таким образом. Конкуренты, схема взаимосвязей которых отличается от схемы компании, очень важны потому, что они привносят в отрасль новые источники конкурентных преимуществ. Вполне возможно, что компании будет не под силу воспроизвести схему взаимосвязей конкурентов и основания конкуренции изменятся.
Таким образом, синергия, по М. Портеру, – это не одно понятие, а три совершенно разных в соответствии с тремя типами взаимосвязей [41]. Эти взаимосвязи ведут к получению синергетического эффекта и конкурентных преимуществ.
И. Ансофф говорит, что синергизм всех типов может быть как положительным, так и отрицательным. Добавим к этому, что, в соответствии с общей теорией систем, одним из предвестником которой стала «Тектология» А.А. Богданова, системный эффект может быть еще нулевым [7]. Считаем, что синергетический эффект возникнет только при наличии какого-либо сходства между объединяемыми предприятиями и только в части этого сходства.
И. Ансофф выделяет потенциальный и реальный синергетический эффект. Станет ли потенциальный совместный эффект таковым на самом деле зависит от того, как будет осуществляться управление новым производством. Зачастую потенциальный синергизм так и остается нереализованным.
* Существуют и другие варианты прочтения буквы «R» в аббревиатуре SMART, например, Result-oriented – цель, ориентированная на результат, или Realistic – реалистичная цель
[1] Кулинич А.А. Система когнитивного моделирования «Канва» //www.raai.org/about/persons/kulinich/pages/kanva2003.doc.
[2]Кулинич А.А. Система когнитивного моделирования «Канва» //www.raai.org/about/persons/kulinich/pages/kanva2003.doc.