3.1. Теоретико-множественные представления,предложенные Г. Кантором, базируются на понятиях: множество, элементы множества и отношения на множествах. Сложную систему можно отобразить в виде совокупности разнородных множеств и отношений между ними.
3.2. Логические представленияпереводят реальную систему и отношения в ней на язык одной из алгебр логики (двухзначной, многозначной), основанных на применении алгебраических методов для выражения законов формальной логики. Наибольшее распространение получила бинарная алгебра логики Буля (булева алгебра).
3.3. Информационные представлениявозникли и развиваются в связи с потребностями анализа текстов и языков. Кроме того, информационный подход используется при анализе и моделировании структур управления, процессов принятия решений и т.д.
Поскольку системный анализ в значительной мере опирается на экспертные методы, следует их рассмотреть более подробно.
Экспертные методы – это методы, основанные на использовании экспертов в качестве основных источников информации относительно исследуемого объекта.
Экспертиза – получение необходимой информации об объективной реальности через субъективное восприятие людей (специалистов).
Экспертные оценки – количественные, порядковые, балльные или другие оценки процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению. Они основываются на суждениях специалистов.
Сущность экспертных методов состоит в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с качественной и (или) количественной оценкой суждений и последующей формальной обработкой результатов.
Экспертные методы исследования применяют в следующих случаях:
- при исследовании объектов, функционирование которых не поддается описанию с помощью формальных методов (неструктурозованные проблемы);
- в условиях отсутствия полной и достоверной информации;
- в условиях высокой неопределенности поведения внешней среды;
- при прогнозировании ситуации;
- в случаях недостатка времени или средств на проведение исследования;
- при отсутствии необходимых технических средств моделирования;
- в экстремальных ситуациях.
В экспертных методах присутствует значительная доля субъективизма, которая может внести искажающие влияния в исследование. Повышение объективности результатов экспертных методов является важнейшей методической задачей при их использовании. Ее решение осуществляется посредством тщательной разработки экспертных процедур и применением формальных методов обработки полученных результатов.
По способу получения исходной информации все экспертные методы можно разделить на два основные класса: методы получения индивидуальных экспертных оценок и методы получения коллективных экспертных оценок.
Положение, при котором недостаточно надежная информация обрабатывается с помощью тонких и сложных математических методов, приводит к так называемым «ошибкам второго рода».
Обработка «хорошей» информации «плохими» методами также существенно влияет на эффективность решения, приводя к ошибкам первого рода.
Поэтому совершенствование методов экспертных оценок предполагает, с одной стороны, разработку аппарата, позволяющего более совершенно присуждать сами оценки, т.е. уточнять входные данные, с другой стороны, требует постоянного внимания к математическому аппарату, используемому для обработки экспертных оценок.
Разработка и применение методов экспертных оценок, безусловно, является необходимой и перспективной, т.к. они являются, по существу, единственными методами решения хозяйственных задач, когда алгоритм не известен в принципе. Они являются также незаменимыми в случае ограниченного времени на решение задачи даже при наличии известного алгоритма.
Индивидуальные методы получения экспертной информации основаны на использовании мнений экспертов, независимых друг от друга.
Существуют две основные разновидности индивидуальной экспертизы: анкетирование и интервьюирование.
1. Анкетирование представляет собой опрос экспертов в письменной форме с помощью специально разработанных анкет.
Достоинствами получения экспертной информации методом анкетирования являются:
·возможность получить оперативную информацию;
·доступность для математической обработки;
·возможность в короткий срок опросить большое количество респондентов.
Существуют различные виды анкетирования, зависящие от количества опрашиваемых (сплошное и выборочное), от способа заполнения и распространения анкет, от специфики используемых коммуникаций.
Прямой опрос – опрос, при котором ответы записываются лично опрашиваемыми лицами.
Косвенныйопрос – опрос, при котором ответы записывает так называемый анкетер (лицо, проводящее анкетирование).
При очном опросе происходит прямое общение респондента с анкетером, анкета заполняется в присутствии последнего.
Групповое анкетирование – это единовременное, но индивидуальное анкетирование респондентов, которых с этой целью собирают в одном помещении в определенное время.
Индивидуальное анкетирование проводится с каждым респондентом отдельно.
Заочноеанкетирование предполагает заполнение анкеты в отсутствии исследователя.
Прессовоеанкетирование – анкета публикуется в средствах массовой информации (газетах, журналах).
Почтовоеанкетирование – анкеты рассылаются по почте определенной группе лиц с просьбой дать на них ответ и возвратить по почте.
Раздаточное анкетирование – анкеты раздаются респондентам, исследователь разъясняет цель опроса, кратко консультирует по технике заполнения и заранее оговаривает время и место возврата анкеты.
2. Метод интервью. Для него характерно непосредственное общение (беседа, собеседование), когда исследователь сам задает вопросы респонденту и фиксирует полученные ответы с целью получить необходимую информацию.
Преимущества получения экспертной информации методом интервью:
·Беседой можно управлять. Если какая-то линия опроса не дает желаемых результатов, может быть испробована другая.
·Исследователь получает информацию не только из прямых ответов, но также из замечаний, комментариев, жестов, которые их сопровождают.
3. К индивидуальным экспертным методам также относят аналитические записки– метод самостоятельной работы эксперта над анализом и оценкой состояния или тенденций развития исследуемого объекта.