русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Методы принятия решений в различных ситуациях


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 4756; Нарушение авторских прав


Вопрос 2.3. Классификация методов, применяемых для исследования систем

Методы исследований – это совокупность приемов обработки информации, позволяющих достичь целей исследований.

Существуют разные признаки классификации методов исследования систем. Мы рассмотрим классификацию методов в зависимости от связи с характером проблемы.

Выделяют 4 класса про­блемпо характеру их структурности, то есть по степени детерминированности связей между явлениями и процессами:

1. Стандартные (хорошо структурированные) проблемы. Связи здесь строго детерминированы, т.е. изменение фактора-причины ведет к однозначному изменению результативного признака (пример такой проблемы: определение количества персонала для выполнения функций при заданной трудоемкости).

Для решения таких проблем используются формализованные методы, в частности, методы исследования операций (линейного, нелинейного, динамического программирования, теории массового обслуживания, теории игр и т.д.).

2. Структурированные проблемы. В таких проблемах связи носят корреляционный характер высокой степени тесноты. Изменения факторных признаков отражаются в результативном признаке, как правило, с некоторым интервалом «от» и «до», но нередко однозначно (например, определение темпов роста производительности труда на предприятии в зависимости от динамики его фондовооруженности и энерговооруженности; формирование цен на основе факторов затрат, спроса и цен конкурентов). В основе исследования подобных проблем также лежит применение формальных методов, прежде всего, стохастических.

3. Слабоструктурированные проблемы. Их характерной чертой является невысокий уровень тесноты связей. На результативный признак воздействуют многие факторные признаки – причины. Их воздействие отражается в изменениях результативного признака в очень большом интервале значений (пример – определение состава и структуры населения в планируемом периоде). Слабоструктурированные проблемы являются основным предметом системного анализа.



4. Неструктурированные проблемы. Связи в такого типа проблемах могут быть установлены только (или почти только) на основе логического анализа. Изменение результативного признака трудно предсказуемо (пример подобной проблемы – развитие науки и техники в долгосрочной перспективе). В неструктуризованных проблемах традиционными являются экспертные и эвристические методы исследования. Их особенность состоит в том, что эксперт собирает максимум информации о решаемой проблеме и на основе интуиции выносит заключения и рекомендации.

 

Классификация методов в зависимости от их связи с характером проблемы приведена на рис. 10. В соответствии с данной схемой, неструктуризованным проблемам соответствуют, прежде всего, экспертные методы исследований, слабоструктуризованным – методы системного анализа, структуризованным – формализованные методы исследований. Каждый из выделенных классов включает соответствующие подклассы методов. Отметим, что все выделенные классы методов могут быть использованы для исследования систем, поскольку системный анализ часто использует комбинацию различных методов. Это, так называемые, методики системного анализа.

 

Характер проблемы исследования

Неструктуризованные Слабоструктуризованные Структуризо-

проблемы проблемы ванные проблемы

 

I. Экспертные II. Методы III. Формали-

(интуитивные) системного зованные

методы анализа методы

           
   
     
 
 
 

 

 


индивидуаль- аналитические

ные эксперт-

ные оценки - статистические

логические

 

коллективные IV. Комплексные

экспертные (комбинированные) методы (методики СА) информационные

оценки

 

**************************************************

 

Рис. 10. Основные классы методов исследования систем

 

Постановка любой задачи заключается в том, чтобы перевести ее словесное, вербальное описание в формальное.

Так возникли методы типа «мозговой атаки», «сценариев», экспертных оценок, «дерева целей» и т.д.

С другой стороны, в силу теоремы Гёделя о неполноте, в рамках любой формальной системы, сколь бы полной и непротиворечивой она ни казалась, имеются положения (соотношения, высказывания), истинность или ложность которых нельзя доказать формальными средствами этой системы, а для преодоления неразрешимой проблемы нужно расширять формальную систему, опираясь на содержательный, качественный анализ.

Из рассмотренного следует, что строгого разделения на формальные и неформальные методы не существует. Можно говорить только о большей или меньшей степени формализованности или, напротив, большей или меньшей опоре на «здравый смысл».

Системный анализ иногда определяют как «формализованный здравый смысл» или «здравый смысл, на службу которому поставлены математические методы».

 

Основными элементами управленческого процесса являются це­левая функция и отклонения (проблемы), а задачей — устранение от­клонения через принятие решения, определяемого в этом случае как нахождение связей между существующим состоянием объекта управ­ления и желаемым.

 

 

Цель — идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. Содержание цели зависит от реальных возможностей субъекта и приемлемых средств для ее достижения.

Под ситуацией понимают состояние объекта управления относи­тельно выбранной цели.

Проблема в процессах управления — это противоречие цели и ситу­ации, разрешение которого определяет изменение ситуации согласно принятой цели.

Управленческое решение представляет собой устранение противоре­чия (ликвидацию отклонения), возникающего между ситуацией (фак­тическим состоянием) и целью (ожидаемым состоянием).

Под управленческим решением понимается окончательный выбор одного из возможных вариантов действий.

Хозяйственное решение есть выражение хозяйственного интереса. Соответственно этому формализация хозяйственного решения выступает как форма закрепления и количественного измерения хозяйственного интереса.

Принятие УР – основной вид деятельности менеджера.

Характерной ошибкой при принятии решения является путаница понятий: причина, симптом, следствие.

Симптомы – то, что заставляет задуматься о принятии решения. Это очевидные аспекты проблемы, которые привлекают к ней внимание.

Причина – стимулы, побуждающие возникновение проблемной ситуации (событие).

Следствие – это то, в чем проявляется проблема в будущем (если не принимать решения).

 

Для того, чтобы возникла необходимость принимать решение (возникла задача), нужно ввести критерий (или несколько критериев), отражающий требования к достижению цели.

Задачи нет в тех случаях, когда ЛПР не может задать требования, сформулировать критерий достижения цели, или не известен набор средств достижения цели, т.е. имеет место задача с неопределенностью.

Пример.

Цель – достичь п. А

Критерий – за время t*

Средства – дорога (L), транспорт (v)

Выражение, связывающее цель со средствами: t = L/v

Таким образом, для принятия решения нужно получить выражение, связывающее цель со средствами ее достижения с помощью вводимых критериев оценки достижимости цели и оценки средств.

Если такое выражение получено, то задача решена: изменяя либо v при L = const, либо L при v = const, либо v и L одновременно, можно получить варианты решения и выбрать из них наиболее приемлемый.

Получить выражения, связывающие цель со средствами, несложно, если известен закон (в рассмотренном примере – закон движения).

Если закон неизвестен, то стараются определить закономерности на основе статистических исследований или исходя из наиболее часто встречающихся на практике экономических или функциональных зависимостей.

Если и это не удается сделать, то выбирают или разрабатывают теорию, в которой содержится ряд утверждений и правил, позволяющих сформулировать концепцию и конструировать на ее основе процесс принятия решения.

Если и теория не существует, то выдвигается гипотеза и на ее основе создаются модели, с помощью которых исследуются возможные варианты решения.

Процесс принятия решений (технология принятия решений) состоит из нескольких стадий, этапов, процедур:

Стадия I. Признание необходимости решения (разведывательная стадия):

1. Признание существования проблемы (на основании симптомов)

2. Формулировка проблемы

3. Определение критериев успешного решения (критерий – цель).

Стадия II. Выработка решения (проектная):

1. Разработка альтернатив

2. Оценка альтернатив

3. Выбор альтернатив

Проектирование альтернатив (стратегий, направлений действий) начинается, после выбора критериев. Альтернативы – способы действий.

Стадия III. Выполнение решения (стадия реализации):

1. Организация выполнения решения

2. Анализ и контроль выполнения решения

 

Различают методы выбора альтернатив в условиях определенно­сти, риска и неопределенности.

 

Условия определенности представляют собой такие условия приня­тия решений, когда ЛПР за­ранее может определить исход каждой альтернативы, пред­лагаемой для выбора (каждая альтернатива имеет один исход). В данном случае предполагается существование в будущем конкретной ситуации, состояния внешней среды. Это возможно только для тактических, т.е. краткосрочных, решений.

Суть предельного анализа состоит в следующем. В условиях определенности для любого уровня производства и продаж будут известны значения выручки и издержек. Задача состоит в том, чтобы максимизировать прибыль, изменяя объем выпускаемой продукции. Прибыль достигает максимального значения, если предельная выручка равна предельным издержкам. Предельная выручка – это дополнительная выручка от продажи дополнительной единицы продукции. Предельные издержки – это дополнительные затраты на производство дополнительной единицы продукции.

Предельная выручка = Предельные издержки ↔ Прибыль → max



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 2.2. Сущность системного подхода и системного анализа | Решения, оптимальные по Парето


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.006 сек.