Выставка – комплексное рекламное мероприятие, основная цель которого состоит в просвещении публики путем демонстрации средств, имеющихся в распоряжении фирмы для удовлетворения запросов потребителей.
Выставки можно классифицировать:
· по статусу (всемирные, международные, национальные, межрегиональные, региональные, местные);
· по предмету и широте тематики (универсальные, многоотраслевые, общеотраслевые, специализированные, оптовые, ярмарочные шоу – авиасалоны, автомобильные салоны и пр., традиционные сезонные ярмарки-продажи);
· по времени проведения (постоянно действующие, продолжительного срока действия, среднесрочные, краткосрочные);
· по частоте повторения (единовременные, регулярные);
· по привязке к месту проведения (проводимые в разных или постоянных местах, передвижные выставки).
Ярмарка – экономическая демонстрация образцов, которая в соответствии с обычаями той страны, в которой она проводится, представляет собой рынок товаров индивидуального потребления или средств производства и действует в течение ограниченного периода времени в одном и том же месте, и на которой экспонентам разрешается представлять образцы своей продукции для заключения торговых сделок в национальном и международном масштабах.
Обзор основных 4000 существующих в мире выставок приведен на сайте «Exhibition Round the World Web» (http //www.exhibitions-world.com).
В практике рекламной деятельности российских производителей получили распространение выставки-продажи.
Участие в выставке или ярмарке представляет собой комплекс элементов маркетинговых коммуникаций:
· средств распространения рекламы (листовки, буклеты, щиты, вывески, рекламные фильмы и пр.);
· связей с общественностью (семинары, презентации, пресс-конференции и пр.);
· директ-маркетинга (работа стендистов, коммерческие представители и пр.);
· сейзл-промоушна (раздача сувениров, предоставление скидок при реализации экспонируемых товаров и пр.).
Предварительная работа по организации участия в выставке включает комплексную рекламную кампанию в СМИ, рассылку приглашений представителям деловых кругов, обеспечение рекламно-информационного материала, разработку макета стенда, подготовку стендистов.
Виды стендов: линейный, угловой, полуостров, остров, сквозной, визави. Выставочный стенд обычно включает три зоны: публичная (самая большая по площади, на которой находятся экспонаты, обеспечиваются контакты с посетителями, работают стендисты и т.п.), рабочая (место для проведения переговоров представителей фирмы с потенциальными клиентами), служебная (вспомогательные помещения для хранения экспонатов, специальной литературы, сувениров и пр.).
Окончание работы выставки не означает окончание работы с ее посетителями. Первая оценка результатов выставки производится в последний день выставки, далее следует подробный анализ. Эффективность работы выставки оценивается по количеству приобретенных заказчиков, мнению посетителей о качестве стендов и рекламируемых услуг, о работе стендистов, оценке уровня развития конкуренции, оценке появившихся после выставки публикаций.
Туристские выставки обычно имеют сезонную активность, проводятся с октября по апрель. Особенностью туристских выставок является то, что они носят характер международных туристских бирж и ориентированы на профессиональных работников туристской индустрии.
Контрольные вопросы:
1. Возможности выставок как средства рекламной деятельности.
2. Какими специфическими особенностями обладают торговые ярмарки как средства распространения рекламы?
3. Роль выставки-продажи в практике рекламной деятельности российских производителей.