Существует множество требований к молодому специалисту в современном мире. Для того, чтобы подготовить хорошего специалиста, необходимо составить компетентностную модель. Модель компетентного специалиста - это описание требований и функций, к которым должен быть пригоден специалист, его личностные качества.
Как показывают исследования, компетентностная модель специалиста базируется на 4 ключевых характеристиках:
1) квалификационные требования;
2) требования работодателей или профессиональные требования;
3) личностные требования;
4) требования профессиональной среды.
Для модели специалиста первая характеристика уникальна для каждой профессии и определяет конкретный состав умений в производственной деятельности.
Вторая характеристика модели специалиста соответствует требованиям, предъявляемые социальными партнерами, работодателями к уровню подготовки специалистов в определенной сфере деятельности: качество знаний, полученные в соответствии с квалификационными требованиями, умение применять их в процессе трудовой деятельности.
Третья характеристика включает в себя умения и знания, по которым можно определить уровень духовно-нравственного и общекультурного развития специалиста, его профессиональные амбиции. Здесь учитываются
нравственные и мировоззренческие задачи, требования общей культуры к специалистам.
Четвертая характеристика предъявляет специалисту требования, касающиеся современной ситуации в конкретной профессиональной среде такие как нормы, правила и стандарты работы, способность работать при определенных условиях труда, оценка соответствия потребностям в определенной области.
Как следует из материалов Минобразования России, зарубежные европейские компетентностные модели специалистов по существу исходят из подобной же концепции. Однако набор компетенций по видам выглядит в них несколько иначе, хотя он и близок к изложенному выше. Например, выделяются четыре вида компетенций:
• инструментальные, которые включают в основном начальные способности, базовые общие знания и общие знания по профессии;
• межличностные, которые описывают готовность к социальному взаимодействию, умение работать в группе, способность к самокритике, приверженность этическим ценностям, толерантность;
• системные, которые отражают способность системно применять полученные знания на практике, осуществлять исследования, генерировать новые идеи, адаптироваться к новым ситуациям и др.;
• специальные, характеризующие владение предметной областью на определенном уровне.
Следовательно, обязательными компонентами (элементами) компетентности любого вида можно считать:
1. положительную мотивацию к проявлению компетентности;
2. ценностно-смысловые представления (отношения) к содержанию и результату деятельности;
3. знания, лежащие в основе выбора способа осуществления соответствующей деятельности;
4. умение, опыт (навык) успешного осуществления необходимых действий на базе имеющихся знаний.
Знания, умения, навыки есть элементы (компоненты) различных видов компетентности выпускника. Умение выпускника решать задачи, соответствующие его квалификации, - понятие, близкое к компетентности, но последняя отличается еще наличием в ее составе ценностно-смысловой ориентации специалиста, его понимания ответственности за свои действия. В образовательных стандартах второго поколения, как правило, выдвигались только требования «к профессиональной подготовленности выпускника», т.е. описывались в основном компоненты компетенций, характеризующих его готовность к узкой области профессиональной деятельности.
В образовательных стандартах первого поколения одновременно выдвигались и более общие требования к образованности выпускника:
• умение приобретать новые знания;
• понимание сущности и социальной значимости своей будущей— профессии;
• способность к переоценке накопленного опыта;
• владение культурой мышления;
• готовность к работе над междисциплинарными проектами и др. Подводя итоги рассматриваемой проблеме, можно отметить, что все эти требования, могут рассматриваться как компоненты (элементы) компетентностей личностных и социальных.