В целом методология моделирования бизнес-процессов включает в себя:
1. Методы моделирования – способы представления реальных объектов предприятия при помощи объектов модели.
2. Процедуру – последовательность шагов по сбору информации, ее обработке и представлению в виде моделей (диаграмм и документов).
3. Применяемую нотацию - язык моделирования, имеющий свой синтаксис (условные обозначения различных элементов и правила их сочетания) и семантику (правила толкования моделей и их элементов).
Т.е. методология МБП – это как выделять процессы, как их декомпозировать, как формировать оптимальные процессы и какими стрелочками, квадратиками, кружочками это все изображать, чтобы потом можно было однозначно прочитать построенную модель.
В теории и на практике существуют функциональный и объектно-ориентированный подход к построению и отображению моделей бизнес-процессов.
В функциональном подходе главным структурообразующим элементом является функция (бизнес-функция, действие, операция), и система представляется в виде иерархии взаимосвязанных функций. Бизнес-функция - это работа ( действие), выполняемая над продуктами или услугами по мере их продвижения в бизнес-процессе.
Бизнес-функции определяются организационной структурой компании, начиная с функций высшего руководства через функции управления среднего и нижнего уровня и заканчивая функциями, возложенными на производственный персонал.
Схема бизнес-процесса строится в виде последовательности бизнес-функций, с которыми связаны материальные и информационные объекты, используемые ресурсы, организационные единицы и т. п. Преимущество функционального подхода состоит в наглядности последовательности и логики операций в бизнес-процессах компании. Недостаток – субъективность в детализации операций.
При объектно-ориентированном подходе система разбивается на набор объектов, соответствующих объектам реального мира и взаимодействующих между собой посредством посылки сообщений.
В роли объектов при МБП компании могут выступать конкретные предметы или реальные сущности, например клиент, заказ, услуга и т. п. Каждый объект характеризуется набором атрибутов, значения которых определяют его состояние, а также набором операций для проверки и изменения этого состояния.
При объектно-ориентированном подходе вначале выделяются объекты, а затемдействия, в которых они участвуют. При этом различают пассивные объекты (материалы, документы, оборудование), над которыми выполняются действия, и активные объекты (организационные единицы, конкретные исполнители, программное обеспечение), которые осуществляют действия.
При таком подходе более объективно выделяются операции над объектами и решается задачу о целесообразности использования этих объектов. Недостаток объектно-ориентированного подхода состоит в меньшей наглядности конкретных бизнес-процессов.
Важным понятием любого метода моделирования бизнес-процессов являются связи(как правило, в графических нотациях их изображают в виде стрелок). Связи описывают взаимоотношения объектов и бизнес-функций друг с другом: последовательность выполнения во времени, связь с помощью потока информации, использование другим объектом и т.д.
Модели бизнес-процессов применяются предприятиями для различных целей, что определяет тип разрабатываемой модели. Графическая модель бизнес-процесса в виде наглядной, общепонятной диаграммы, может служить для обучения новых сотрудников их должностным обязанностям, согласования действий между структурными единицами компании, подбора или разработки компонентов информационной системы и т. д. Описание с помощью моделей такого типа существующих и целевых бизнес-процессов используется для оптимизации и совершенствования деятельности компании путем устранения узких мест, дублирования функций и проч.
Имитационные модели бизнес-процессов позволяют оценить их эффективность и посмотреть, как будет выполняться процесс с входными данными, не встречавшимися до сих пор в реальной работе предприятия.
Исполняемые модели бизнес-процессов могут быть запущены на специальном программном обеспечении для автоматизации процесса непосредственно по модели.