Всю информацию, циркулирующую во внешнем и внутреннем контуре, можно разбить на три информационных потока:
· по виду овеществленных знаний в наукоемкой продукции;
· человеческим профессиональным знаниям (патентам, лицензиям, изобретениям, навыкам и приемам);
· искусству, методам и технологии практического решения задач управления современным предприятием.
Таким образом, ИР, в основе которых лежит сущность и закономерности развития понятия информации, являются стратегическим ресурсом и позволяют:
разрабатывать стратегические и тактические цели;
реализовывать программы (планы) для достижения поставленных целей и задач;
принимать управленческие решения по координации действий подразделений на основе информационного мониторинга;
совершенствовать систему управления на основе ее диагностики;
развивать процессы информатизации на основе совершенствования (см. рис. 2).
Рис. 2. Инфраструктура информатизации
ИР предприятия включают в себя собственные ИР, приобретаемые и самостоятельно собираемые собственной информационной системой и обладают следующими особенностями:
1. Объем имеющейся и приобретаемой предприятием информации относится к объему самостоятельно собираемой информации как 80:20, а усилия (затраты) на приобретение этой информации — как 20:80.
2. Появление собственных ИР высокого уровня приводит к их усложнению, индивидуализации и закрытости, а следовательно, к неспособности в определенный момент времени повторить себя на каком-то этапе жизненного цикла. Причиной этому будет являться в том числе и невозможность учета собственных ИР.
Одновременно ИР являются особым товаром, обладающим интеллектуальными свойствами:
при продаже данный вид товара остается у его создателя (передается только носитель информации);
обеспечивает большую прибыль на информационном рынке;
не имеет физического износа в процессе использования;
морально устаревает (деградирует) в процессе ускорения научно-технического прогресса.
Все эти отличия ИР от их традиционных видов привели к возникновению самостоятельного сектора экономики — информационного, быстрый рост удельного веса которого позволяет уже говорить о полностью информационных экономиках.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Информационная экономика сопровождается бурным развитием информационных систем и информационных технологий.
2. Появлениеглобальных информационных сетей Интернет меняет традиционные моделиэкономики и бизнеса, основные преобразования предприятий выражаются в выравнивании их деятельности, децентрализации и гибкости организации и управления.
3. Информационная экономика становится все более капиталоемкой, с большой долей использования наукоемкой продукции, во все большей степени определяет состояние экономики и общества в целом.
4. Информационная экономика сопровождается информационным кризисом, негативными последствиями которого является «информационный голод», который отрицательно сказывается на развитии предприятия.
Основные проблемы в области формирования ИР предприятия являются следствием названных выше особенностей развития информационной экономики, к ним относятся:
проблема формирования адекватных ИР для системы управления;
проблемы ликвидации разрыва между внутренними технологиями и техникой и состоянием ИР, их формированием и использованием.
Формирование и развитие ИР предприятия осуществляется по следующим направлениям: выявление проблем и определение информации, необходимой для их решения; анализ необходимых источников информации; сбор, обработка, анализ и предоставление информации, необходимой для решения выявленных проблем; выработка и оценка альтернатив для лица, принимающего решение.
Безопасность предприятия является ключевым вопросом для внедрения современных форм ведения бизнеса и неотделима от решения вопроса об информационной безопасности.