Найти количество элементов в строке К, значения которых больше среднего значения столбца t.
Скалярное произведение векторов вычисляется по формуле
Векторы в одном файле
Построив модель, исследователь может:
· прогнозировать свойства и поведение объекта как внутри области, в которой построена модель, так и (при обоснованном применении) за её пределами (прогнозирующая роль модели);
· управлять объектом, отбирая наилучшие воздействия путём испытания их на модели (управляющая роль);
· познавать явление или объект, модель которого он построил (познавательная роль модели);
· получать навыки по управлению объектом путём использования модели как тренажёра или игры (обучающая роль);
· улучшать объект, изменяя модель и испытывая её (проектная роль).
Моделирование должно быть построено на основе тенденций, закономерностей, типологических черт исследуемого объекта. В процессе моделирования важное значение имеет форма передачи информации с помощью языка модели. Выделяют основные четыре типа языка моделирования.
1. Словесное описание. Это самый простой и неформальный способ создания моделей. Он прост для понимания, но применяют его, как правило, на самых ранних этапах разработки модели.
2. Графическое представление в виде кривых, чертежей и т. д. Этот способ используется в качестве иллюстраций к другим способам создания моделей.
3. Блок-схема, матрицы решений и т. п. используются на этапе создания модели между ее словесным и математическим описанием.
4. Математическое описание в виде математических формул. Этот тип языка моделирования представляет собой высшую форму формализации социального процесса или явления.
На стыке концептуальной (неформальной) и математической (формальной) моделей существует и на практике часто применяется еще один тип моделей, выступающий фактически как способ формализации концептуальной модели. Это так называемые когнитивные модели.
Строго говоря, всякая в той или иной степени формализованная модель является когнитивной (cognitio – знание, познание). Применительно к моделям понятие когнитивного правильнее было бы противопоставить интуитивному, возникающему без участия рассудка. Но в теории и на практике моделирования термин «когнитивные модели» применяют чаще к моделированию с использованием так называемых когнитивных карт, графически представляющих объект в виде совокупности точек, символизирующих некие свойства объекта и соединяющих эти точки дуг, обозначающих связи (в качестве примера см. схему 3). В случаях, когда связям между факторами могут быть присвоены числовые значения, по когнитивным картам формируют компьютерные модели, позволяющие судить о реакции интересующего параметра на изменение направленности и силы различных связей.
Чтобы стала ясной необходимость использования когнитивного инструментария для решения сложных социальных проблем, нам придется начать с краткого экскурса в историю развития когнитивного подхода и его основных принципов .
Когнитивные проблемы — восприятие, познание и понимание действительности — волновали философов и психологов во все времена. Но начавшееся после второй мировой войны бурное развитие кибернетики и вычислительной техники, появление в 50-е годы первых "думающих" машин, пытающихся решать логические задачи, играть в шахматы, понимать устную и письменную речь, переводить ее на другие языки, вынудили по-новому взглянуть на процессы мышления, познания и понимания. В середине 50-х годов в центре внимания оказался феномен знания и связанные с ним проблемы получения, хранения, обработки и репрезентации знаний как в голове человека, так и в компьютерной системе. Психологи вынуждены были пересмотреть свои взгляды на восприятие,память, воображение, рассматривая их сквозь призму компьютерной метафоры деятельности мозга — устройства по переработке и хранению информации.
Когнитивная карта может быть визуализирована в виде множества вершин, каждая из которых соответствует одному фактору или элементу картины мира индивида. Дуга, связывающая вершины А и В, соответствует причинно-следственной связи А —> В, где А — причина, В — следствие.
Связь А—>В называется положительной (знак «+»), если увеличение А ведет к увеличению (усилению) В, а уменьшение А ведет к уменьшению В при прочих равных условиях. Знак «-» над дугой А—>В означает, что связь отрицательная, т.е. при прочих равных условиях увеличение А приводит к уменьшению (торможению) В и уменьшение А ведет к увеличению В.