Поскольку учебная программа является эскизной информационной моделью определенной педагогической системы, то в ней должны быть отображены следующие основные элементы: 1) цели обучения и воспитания, реализуемые изучением данного учебного предмета, 2) содержание предмета, которое направлено на выполнение, 3) дидактические процессы и 4) предпочтительные организационные формы обучения данному предмету. В каждой учебной программе всегда должны быть отражены названные элементы, так как они составляют ее сущность и смысл. Совершенствование современных учебных программ состоит в корректном, с точки зрения психолого-педагогической науки, описании в ней каждого элемента будущей педагогической системы в такой форме, чтобы достигалась однозначность понимания программы и ее осуществления на практике.
В современных условиях принцип цели обучения позволяет решать поставленную задачу.
После рассмотрения вопросов о целях обучения и воспитания учащихся по данному предмету нужно решить проблему отбора содержания обучения, учитывая требования реформы высшей школы снизить перегрузки учащихся, ликвидировать формализм в обучении и устранить неоправданную сложность учебного материала.
Содержание обучения должно возможно более точно отражать требования к знаниям и умениям учащихся, которые возникают в будущей профессиональной деятельности как в отношении объема и уровня опыта в этой деятельности, так и в отношении творческих способностей работника. При этом надо избегать в программе сведений, даваемых впрок, «на всякий случай», «для общего развития».
Точно поставленные цели обучения и воспитания специалиста в совокупности с обоснованно отобранным содержанием обучения составляют основу для третьего шага ( первый - цели, второй - отбор содержания) в подготовке учебной программы: указание тех дидактических процессов, с помощью которых можно гарантировано достичь заданных целей обучения. Программа всегда должна предполагать использование определенного дидактического процесса или вариантов процессов, с помощью которых можно реализовать ее на практике. Это требование. однако. практически не выполняется в действующих программах и преподавателю не оказывается необходимой помощи в этом отношении. Он предоставлен самому себе, что часто обозначается как свобода творческого выбора.
Выбор дидактического процесса - это действительно творческая оптимизационная задача для педагога. В программе обязательно предлагаются некоторые варианты известных в дидактике эффективных ( для данных целей) процессов, однако преподаватель может создать и применить и более эффективный дидактический процесс, что обогатит учебно-методический комплекс данной дисциплины.
Наконец, последним этапом создания программы является обоснование наиболее приемлемых организационных форм обучения, т.е. тех учебных условий, в которых должен быть осуществлен дидактический процесс. Организационные формы обучения так же вариативны, как и дидактический процесс. Рекомендации программы в этом случае не ограничивают творчества преподавателя, но задают ему определенные возможности для выбора.