1. Обучение ребенка моделированию различных ситуаций (объединение совокупностей, удаление части, увеличение на несколько штук, сравнение и т.п.) на различной предметной наглядности символического характера (используются простейшие замены – фигурки, палочки)
2. Обучение ребенка выбору арифметического действия и составлению математических выражений в соответствии с ситуацией, заданной текстом.
3. Следует убедиться в том, что ребенок достаточно уверенно пользуется приемом присчитывания и отсчитывания, поскольку для получения результата арифметического действия следует это действие выполнить, а не получать ответ пересчетом. Пересчет – это способ проверки правильности результата.
Для исключения пересчета рекомендуется использовать прием работы со «скрытой» наглядностью, т.е. сначала наглядность предъявляется, сосчитывается, обозначается цифрами, а затем прячется (в коробку, конверт, корзину, за ширму). После этого приступают к выбору действия, поясняя его. Например, упомянутая ситуация с мартышками могла бы выглядеть так:
- На ветке сидело 6 мартышек.
Педагог выставляет мартышек и предлагает обозначить их количество цифрой. Затем изображение задергивается занавеской и сообщается продолжение сюжета:
- Одна свалилась.
Эту одну мартышку можно достать из-за занавески и поставить на незакрытую часть фланелеграфа.
- Обозначьте эту мартышку цифрой.
Теперь рядом с занавеской две карточки с цифрами: 6 и 1.
- Каким действием можно обозначить то, ч то мартышка свалилась с ветки? (Вычитанием).
- Почему вы выбираете вычитание? Почему не сложение? (Мартышка свалилась с ветки, и теперь на ветке их будет меньше, значит. Надо отнять)
Запись завершается постановкой карточки со знаком вычитания. Теперь на фланелеграфе выражение 6 – 1.
- Как найти его значение? (Дети используют любой знакомый способ, объясняя его). Закончите запись. Какой знак нужно поставить, чтобы обозначить, что получилось 5 мартышек? (Знак равенства).
Фиксируем равенство: 6 – 1 = 5
После этого занавеска отдергивается и детям предлагается проверить правильность ответа пересчетом.
Такая система работы с наглядностью будет формировать у ребенка правильное представление о том, что в решении задачи главное – это поиск действия, и о том, что решение задачи и ее проверка – это разные учебные действия.
Для подготовки ребенка к обучению решению задач полезно учить его «на слух» улавливать различные необычности в текстах задач, для чего используются тексты, похожие на задачи, тексты с различными несоответствиям и т.п.
Например:
1. На окне сидели воробьи и голуби. Три воробья улетели. Сколько голубей осталось на окне? (Нельзя ответить на вопрос, неизвестно сколько птиц было сначала)
2. На двух скамейках сидели 6 девочек. На одной скамейке – 8 девочек, сколько девочек сидело на другой скамейке? (Такого быть не может, На двух скамейках должно быть больше девочек, чем на одной).
3. На тарелку положили 4 помидора и 5 огурцов. Сколько огурцов положили в тарелку? (Вопрос о том, что уже известно).
Данные тексты учат ребенка акцентироваться на основных признаках задачи, учат его внимательно вслушиваться в текст, анализируя его и вычленяя основные параметры: условие, вопрос, данные, искомое.
При знакомстве детей с задачей можно использовать простейшую рисованную схему, являющуюся графической моделью задачи. Она легко конструируется на фланелеграфе с помощью карточек с цифрами и знаками вопроса и стрелок из бархатной бумаги. Кроме того, схема такого вида является и схемой арифметического действия, которое нужно выполнить для решения задачи. Дети могут при желании рисовать эту схему2 карандашом в блокноте без использования линейки, что доступно любому шестилетнему ребенку и не вызывает трудностей даже у самых слабых детей.