Чтобы сохранить себя и добиваться успеха, каждая организация стремится развиваться путём построения более рациональных структур, упорядочения внутренних процессов в их единстве называется организационным развитием/ проектированием.
Организационное развитие реализуется с помощью:
- проектирования,
- рационализации.
Отличия проектирования и рационализации.
Проектирование
Рационализация
Осуществляется при создании нового предприятия или при реорганизации старого
Осуществляется в случае текущих изменений
Направлено на создание новых структур и связей
Направлена на развитие существующих структур и связей
Ориентированно на человека вообще
Ориентированна на реальных людей
Это разовый процесс
Процесс почти непрерывный
Реализуется в проекте
Реализуется в плане организационно-технических мероприятий
Проектирование (с латинского «projectus – брошенный вперёд») – процесс создания прототипа, прообраза возможного будущего состояния организации, который предполагает описание её технических, экономических, социальных и других сторон.
Цель проектирования: поиск наиболее эффективного сочетания организационных элементов и установление между ними соответствия.
- неудовлетворительное функционирование организации и отсутствие перспективы,
- перегрузка высшего руководства,
- разногласия в среде администрации по организационным вопросам,
- рост масштабов и разнообразие деятельности,
- объединение хозяйствующих субъектов,
- изменение внешней среды и т.д.
-
К основным процессам, связанным с организационным проектированием, относятся:
- структуризация,
- композиция,
- регламентация,
- ориентация
Они тесно связаны и вытекают друг из друга.
Структуризация – определяет конкретный состав и границы подразделений, специализацию, численность персонала в подразделениях, полномочия, внутреннюю структуру и задачи.
Композиция – определение направлений и стратегических областей деятельности организации, её правовой формы, границ, общей структурной схемы, принципов распределения полномочий и ответственности, моделей взаимодействия со средой, экономического механизма.
Также определяются параметры:
- норма управляемости,
- число уровней управления,
- степень централизации и децентрализации,
- принципы подбора кадров,
- оплата труда,
- мотивация
Организационная схема должна быть предельно чёткой, единообразной, не создавать путаницы, наглядно показывать из каких элементов состоит организация и как они взаимосвязаны.
Регламентация – деятельность по формированию системы правил, норм, функционирования организационных звеньев.
Ориентация – заключается в создании в рамках организации условий для упорядочения положения и движения людей, а также материальных объектов.
Виды ориентации:
1. Нумерационная (шифр папок в архиве).
2. Словесная (табличка на двери ФИО).
3. Словесно-нумерационная.
4. Графическая (план эвакуации).
Организационное проектирование сводится к следующим действиям:
1. Системный анализ настоящей и будущей ситуации.
2. Определение целей организации и критериев её достижения.
3. Проектирование или уточнение функций организации и её структуры.
4. Оценка эффективности общей системы управления.
5. Разработка правил принятия управленческих решений, должностных инструкций и регламентов.
6. Разработка общей системы планирования, системы управления персоналом, системы мотивации.
7. Расчёт потребности в материальных ресурсах.
8. Подготовка технико-экономического обоснования.
9. Разработка эскизного проекта, рабочего проекта, оформление.
10. Пилотное внедрение результатов проектирования.
11. Полная замена старой организации новой, становление новой организации.
Основные нормативные документы, отражающие итоги организационного проектирования:
1. Комплект положений о подразделениях фирмы.
2. Комплект должностных инструкций.
3. Положение о внутреннем планировании.
4. Методика разработки и пересмотра плановых документов.
5. Положение о системе оплаты труда.
6. Положение о документообороте и образцы кадровых документов.