Современные исследователи нередко ставят вопрос: можно ли точно определить ту эпоху, когда впервые появились профессии политического консультанта, имиджмейкера, специалиста по связям с общественностью? Некоторые из них полагают, что это произошло лишь "в результате индустриальной революции, когда монополисты ощутили недостаточность методов управления только производственной сферой" (Г.Г.Почепцов)[1]. Существует и другой подход, согласно которому история политического консалтинга и PR уходит гораздо дальше в глубину веков: уже в первобытных племенах подобные функции выполняли шаманы и старейшины, а в древнем мире "имиджмейкерами" и политическими советниками нередко становились жрецы и астрологи, философы и риторы (О.А.Матвейчев)[2].
Разумеется, в "узком" смысле слова политический консалтинг как определенная профессиональная деятельность распространяется только в условиях индустриальной цивилизации: именно эта цивилизация порождает не только повышенную потребность, но и массу дополнительных возможностей для манипулирования общественным сознанием. Однако и в более ранние эпохи встречались деятели (философы, предсказатели, царские советники и т.д.), для которых политическое консультирование фактически было призванием. Эти люди помогали политикам принимать обдуманные решения, выстраивали прогнозы, сочиняли речи и "программы", способствовали формированию "имиджа". О существовании политического консультирования в России можно говорить с разных позиций. В широком смысле, политические консультанты в стране были и столетия назад. Известное клише – «умный еврей при царе». Шафиров консультировал Петра I, Александра I консультировал Сперанкий, а затем Аракчеев. Были политконсультанты у генсеков – Бовин, Арбатов, Бурлацкий, Шахназаров. «Молодые демократы» также имели советников: у Горбачева – академик Абалкин, у Ельцина – Бурбулис. У Путина – Сурков. Но это все – «государева служба».
Далеко не всегда они были лишь "исполнителями", "слугами" правителей. Многие из таких консультантов зачастую направляли или корректировали действия политиков, оказывая тем самым существенное влияние на развитие событий. За жизнь в тени их часто именовали «серыми кардиналами». В "широком" смысле слова политическое консультирование было непременным атрибутом серьезной политики во все эпохи.
В современном обществе с высоким развитием коммуникационных процессов и принятием демократических принципов политические деятели не в силах действовать методами принуждения и насилия. Политики борются за доверие электората, между ними существует конкуренция, а, следовательно, политическая сфера из закрытой системы политической элиты превратилась в рынок политических услуг.
Сейчас модно говорить, что мы (граждане страны) нанимаем политиков на работу. Вопрос, конечно во многом дискуссионный, но сущность положения, что политик находится в зависимости от электората, истинна. Таким образом, перед политическим деятелем постоянно стоит трудная задача не просто нравиться населению, а вызывать у него чувство доверия. Другими словами, политик и общественность (общество, социальные группы и организации) должны устанавливать тесный, дружественный контакт, поэтому политическое консультирование, или консалтинг производные от понятия publiс relationsии или ПР. Самостоятельно, в одиночку один человек не способен наладить взаимосвязь с общественностью, с тысячами, а иногда и миллионами людей. Роль посредника, проводника между этими элементами и берут на себя профессионалы политического консалтинга.
Прежде чем детализировано рассматривать политический консалтинг, определим его место в общей системе коммуникационного пространства. Многим известны слова: PR, консалтинг, менеджмент, политические технологии, «пиарщик», коммуникационный маркетинг, управление событиями и др. - но у большинства отсутствует понимание их истинного значения и функциональных взаимоотношений. Попробуем выстроить структуру, где основополагающее место отведем явлению publiс relations. В переводе на русский термин означает «связи с общественностью», в литературе часто употребляется в русифицированном виде - «паблик рилейшнз», а также в сокращенном варианте – PR.