За последние годы сотни изготовителей создали гигантское количество программ, процедур и инструментальных средств для работы с Интернетом. Сформировавшиеся в результате мощные технологии, в частности Web-броузеры, Web-серверы, язык разметки гипертекста (HTML — Hypertext Markup Language) и протокол передачи гипертекстовых сообщений (HTTP — Hypertext Transmission Protocol), упростили совместное использование всех видов информации множеством узлов глобальной мировой сети.
Но использование технологий Интернета не обязательно должно реализовываться в рамках всемирной информационной платформы. Все больше организаций начинают сознавать, что технологии, вызванные к жизни глобальной сетью, пригодны для создания мощных корпоративных информационных систем и систем обеспечения коллективной работы, которые часто называют «интранет» (intranet).
Интранет (интрасеть) — это корпоративная сеть (возможно — сеть офиса, предприятия, лаборатории или кафедры), использующая продукты и технологии Интернета для хранения, связи и доступа к информации.
Интранет-сети, как правило, состоят из внутрикорпоративных Web-серверов, доступ персонала к которым организован через локальные вычислительные сети или собственные коммутируемые телефонные каналы. Благодаря связям с корпоративными базами данных, файл-серверами и хранилищами документов Web-серверы предоставляют сотрудникам компании различные виды информации через единый интерфейс — Web-броузер. Персонал через свои броузеры получает доступ к наборам корпоративных Web-страниц, содержащих связи с корпоративными документами и данными в формате HTML. Появляется все больше пакетов для организации в сетях интранет групповых дискуссий и выполнения других операций, свойственных программному обеспечению групповой работы.
Сети интранет недороги и просты в установке и администрировании. Web-броузеры распространяются многими компаниями-изготовителями, в том числе Microsoft. Недорогое программное обеспечение Web-сервера можно найти на многих подобных серверах или получить в комплекте с такими операционными системами, как Windows NT Server. Наконец, интранет-сеть образует информационный уровень, практически не зависящий от операционной системы. Пользователь, работающий с любой сетевой или локальной ОС, может обращаться к информации корпоративного Web-сервера с помощью того же броузера, которым он пользуется для работы с сетью WWW.
Поскольку сотрудники применяют хорошо знакомые им средства просмотра, нет необходимости в дополнительном обучении и сопровождении, которые неизбежны при использовании фирменных систем групповой работы. С помощью единой и удобной для всех сотрудников прикладной программы могут выполняться самые разнообразные функции — от поиска в базах данных и ввода отчетов до отправки электронной почты.
При организации интранета возникает дополнительная статья расходов, связанная с необходимостью работы в локальной сети с протоколами TCP/IP, которые регламентируют в Интернете пересылку информации. Сетевые администраторы знакомы с настройкой программного обеспечения локальной вычислительной сети (ЛВС) и назначением сетевых адресов. Если полный переход на TCP/IP нежелателен, можно воспользоваться шлюзами TCP/IP. Они обеспечивают совместимость протоколов TCP/IP и IPX (межсетевой обмен пакетами) фирмы Novell или NetBIOS, упрощая решение проблем переноса TCP/IP в корпоративную ЛВС.
Ответственный за интранет в организации должен обладать практически таким же опытом и знаниями, как администратор небольшой ЛВС, элементарными художественными способностями и умением работать с HTML и TCP/IP. По мере роста возможностей интранета вскоре станут важными такие навыки, как навык административного управления базами данных, художественный талант и умение управлять телекоммуникационными системами.