Окно Excel, представленное на рис. 1,содержит множество различных элементов. Большинство из них, такие как строка меню или панели инструментов, имеются практически во всех программах, использующих стандартный оконный интерфейс.
Рис. 1. Элементы окна MS Excel 2003
Имеются и несколько специфических элементов.
Строка формул используется для ввода, просмотра и редактирования значений или формул в ячейках или диаграммах. Здесь отображается постоянное значение или формула, записанная в активной ячейке. Для ввода данных нужно активизировать ячейку, записать последовательность символов в строку формул и щелкнуть по кнопке “Ввод” или нажать клавишу ENTER.
Поле имени находится слева от строки формул и используется для присвоения имени активной ячейке или выделенному прямоугольному диапазону.
Панель инструментов применяется для быстрого выполнения наиболее часто используемых команд из главного меню программы.
При первом запуске Microsoft Excel на экране отображены две панели инструментов: Стандартная и Форматирование.
Кроме них, имеется ряд встроенных панелей, кнопки которых дают возможность быстро выполнить большинство стандартных операций. Отобразить или скрыть ту или иную панель можно, выбрав соответствующий пункт в меню Вид | Панели инструментов.
Пользователь может изменить расположение панелей инструментов на экране. При самом первом запуске панели инструментов Стандартная и Форматирования расположены в верхней части экрана. Можно переместить панель в любое другое место окна приложения.
Имеется множество других команд, не связанных с кнопками в начальной конфигурации встроенных панелей, которые можно добавить на стандартные панели инструментов. Наконец, можно создать собственные панели инструментов и включить их в общий список. Для этого используется диалоговое окно Настройка (Вид | Панели инструментов... | Настройка...).
Для ввода информации в заданную ячейку нужно её активировать: установить на нее курсор, щёлкнув мышью по этой ячейке. После этого можно начинать вводить данные. С вводом первого символа включается режим ввода, при этом в строке состояния отображается слово Ввод.
Если информация уже введена в ячейку и нужно лишь отредактировать ранее введенные данные, то можно, дважды щёлкнув мышью на нужной ячейке, или нажав клавишу F2, когда требуемая ячейка выделена, перейти в режим редактирования данных ячейки.
Восстановить первоначальное содержимое ячейки можно нажав клавишу ESC. Восстановление данных и выход из режима ввода осуществляется при щелчке мышью по кнопке “Отмена”, расположенной в строке формул.
При вводе данных, можно столкнуться с необходимостью вставки строки или столбца в таблицу. В Excel это можно выполнить следующим образом. Активируется ячейка столбца, перед которым нужно вставить новый столбец и вызывается команда Вставка | Столбец. Аналогично для вставки строки выполните команду Вставка | Строка.
Помимо столбцов и строк в таблицу можно вставлять и ячейки. Для этого выполните команду Вставка | Ячейки, с указанием направления сдвига остальных ячеек на листе.
Ещё одним приёмом, который используется для ввода данных, является создание прогрессий, т. е. последовательности изменяющихся значений записанных в смежные ячейки. Один из способов создания прогрессии таков. Активируется первая ячейка столбца или строки, куда необходимо записать прогрессию. Затем, при помощи команды Правка | Заполнить | Прогрессия...,вызывается диалог создания прогрессии (см. рис. 2).
Рис. 2. Диалог создания прогрессии
В диалоговом окне Прогрессия параметр Расположение определяет направление заполнения; параметр Тип определяет последовательность значений прогрессии (например: 1, 3, 5, … - арифметическая прогрессия; 2, 4, 8,… - геометрическая прогрессия), при выборе типа заполнения Даты необходимо указать и Единицыизменения дат (по дням, месяцам, годам); параметр Шагуказывает число, на основе которого вычисляется следующее значение ряда; параметр Предельное значениезадаёт условие окончания заполнения ячеек.
ПРИМЕР
Необходимо заполнить столбец датами, соответствующими всем понедельникам сентября 2006 года.
Вводим в первую ячейку столбца дату первого понедельника в сентябре. Вызываем команду Правка | Заполнить | Прогрессия..., и заполняем диалог Прогрессия, как показано на рис. 3.
Обратите внимание на значения в полях Шаги Предельное значение,попытайтесь дать им объяснение самостоятельно.