Несмотря на то, что к настоящему времени значительно улучшились защитные свойства и качество компьютерного оборудования, профессиональные болезни программистов продолжают существовать. Выявлена определенная связь между работой на комьютере и следующими заболеваниями: аспенией (быстрая утомляемость глаз), боли в спине и шее, запястный синдром (болезненное поражение срединного нерва запястья), тендевиты (воспалительные процессы в тканях сухожилий), стенокардия и различные стрессовые состояния, сыпь на коже лица, хронические головные боли, головокружение, повышенная возбудимость и депрессивные состояния, снижение концентрации внимания, нарушения сна и других нарушений состояния здоровья. У работающих за монитором от 2 до 6 часов в сутки функциональные нарушения центральной нервной системы происходят в среднем в 4,6 раза чаще, чем у людей, работающих без компьютера; болезни сердечно-сосудистой системы - в 2 раза чаще, болезни верхних дыхательных путей - в 1,9 раза; 60% пользователей ПК имеют заболевания сердечно-сосудистой системы и органов зрения, 40% -болезни желудочно-кишечного тракта, 10% - кожные заболевания; у женщин работа с монитором вызывает нарушения менструального цикла, потеря либидо (полового влечения), бесплодие, рак молочной железы, вероятность прерывания беременности на 80% больше (при проведении за дисплеем компьютеров не менее 20 часов).
Основными причинами ухудшения здоровья человека, работающего с компьютером, являются:
• неправильная организация рабочего места - несоответствие антропометрическим характеристикам человека параметров мебели, характеристик микроклимата (температуры воздуха, относительной влажности, интенсивности воздухообмена, шумовых эффектов), условий освещения рабочих мест, размещения оборудования относительно источников света в помещении, отсутствие элементарных условий защиты органа зрения от утомляющих его факторов на рабочем месте.
• общий электромагнитный фон помещений с компьютерной техникой меняется в зависимости от городских и сельских условий, от времени суток, интенсивности энергоснабжения, расстояния относительно линий электропередач и электрических сетей зданий, автомобильного движения, теле- и радиовещания, электростатических полей, создаваемых коврами, линолеумом, одеждой из синтетических тканей.
Работа за компьютером сопряжена с повышенной умственной нагрузкой, эмоциональным и зрительным напряжением, поэтому в целях профилактики переутомления и сохранения здоровья большое значение имеет правильная организация рабочего места (обустройство рабочего стола и стула, кресла, микроклимата).
1 ■ Работа за ПК должна проводиться в условиях, отвечающих гигиеническим требованиям:
~ в помещениидолжно быть хорошее освещение рабочего стола -в пределах 300-500 лк. При меньшей освещенности быстро наступает утомление зрительного анализатора, поэтому работать в затемненной комнате нельзя. Размещение ПК во всех учебных заведениях и дошкольных учреждениях не допускается в цокольных и подвальных помещениях.
- помещения должны оборудоваться системами отопления, эффективной приточно-вытяжной вентиляцией для поддержания качественного состава воздуха.
- поверхность пола должна быть ровной, нескользкой, удобной для влажной уборки, обладать антистатическими свойствами.
- в помещениях с ПК в дошкольных, средних специальных и высших учебных заведениях должны обеспечиваться оптимальные параметры микроклимата: температура воздуха летом не должна превышать 23-25°С, зимой -21-24 °С. Относительная влажность - в пределах 40-60% (скорость движения воздуха - не более 0,1 м/с). Для повышения влажности воздуха следует применять увлажнители воздуха, заправляемые ежедневно дистиллированной или прокипяченной питьевой водой, устанавливать емкости с водой по типу аквариумов, регулярно проводить влажную уборку помещений:
- оптимальная ориентация учебных помещений с компьютерами являются север и северо-восток:
- работая на компьютере, необходимо учитывать что оптимальное расстояние от глаз до экрана видеомонитора должно быть не менее 60 см. Сидеть надо прямо перед монитором, а не сбоку.
При выполнении работы в положении сидя основная нагрузка падает на мышцы, поддерживающие позвоночник и голову. При этом основной вес тела приходится на бедра, затрудняя кровообращение в нижней части туловища. В связи с этим при длительном сидении естественный спинно-поясничный прогиб вперед изменяется на изгиб назад, что часто является причиной появления болей в пояснице, поэтому необходимо периодически менять фиксированную позу. Для физиологически правильного рабочего положения - сидя, необходимо обеспечить оптимальное положение всех выполняющих опорно-двигательные функции частей тела оператора. Это - выпрямленный корпус, сохранение естественных изгибов позвоночного столба и угла наклона таза, исключение необходимости в сильных наклонах, поворотах головы, крайних положениях суставов.
Высота расположения экрана определяется уровнем глаз по отношению к нему и требованием перпендикулярности плоскости к нормальной линии взгляда. При организации рабочего места оператора предусматривается достаточное пространство для ног, а также регулируемая по высоте подставка. Для снижения утомления мышц одним из эффективных способов считается упор в поясничной области тела на спинку сидения, что обеспечивает свободу движений при большом объеме работы с клавиатурой компьютера.
Важным моментом профилактики хронических заболеваний рук является обеспечение рационального их положение по отношению к клавиатуре. Передний край клавиш следует располагать таким образом, чтобы клавиатуру можно было легко обслуживать слегка согнутыми пальцами при свободно опущенных плечах и горизонтальном положении предплечья и запястья на столешнице. Для удобства работы клавиатура должна быть отделяемой от компьютера, перемещаться на удобное место, как для правши, так и для левши. Высота поверхности стола и кресло оператора должны регулироваться.
3. Организация режима работы. Другим не менее важным приемом снятия или предупреждения утомления является систематическое чередование в течение рабочей смены периодов работы на компьютере и отдыха.
Так, эпизодическое считывание и ввод информации допускаются не более двух часов за 8-часовую смену, считывание информации с предварительным запросом не более 40 тыс. знаков или ввод не более 30 тыс., творческая работа в режиме диалога — допускается не более четырех часов в смену и т. д.
С целью уменьшения отрицательного влияния однообразной работы целесообразно применять чередование операций осмысленного текста и числовых, чередование редактирования текстов и ввода данных (изменение содержания работы), устанавливаться регламентированные перерывы. Их время и продолжительность зависят от категории работ и должно составлять при восьмичасовой смене от 30 до 70 мин, а при двенадцатичасовой — от 70 до 120 мин. Продолжительность непрерывной работы с ПК без регламентированного перерыва не должна превышать 2 часов. При этом, кроме фиксированных перерывов, оператор по мере накопления усталости должен сам устанавливать как ритм работы, так и частоту микропауз. Важным условием подобных перерывов должен быть активный отдых: самомассаж пальцев, сжимание резинового мячика и другие приемы.
Установлены ограничения времени работы с компьютером для учащихся школ и студентов, а также обучающихся подростков. Непрерывная длительность занятий непосредственно с ПК для школьников младших классов (1-5) не должна превышать 10-15 мин в неделю, для старшеклассников - не более двух уроков в неделю по 20-25 мин. Общая продолжительность работы с дисплеем на практике не должна превышать двух часов для возрастного контингента до 16 лет и трех - до 18 лет. Компьютерные игры с навязанным ритмом допускается проводить не более одного раза в день до 10-15 мин в зависимости от возраста школьников и не чаще двух раз в неделю для детей от 7 до 10 лет. Абсолютно не допустимы компьютерные игры перед сном.
4. Для предупреждения развития переутомления обязательными мероприятиями являются: - упражнения для глаз через каждые 20-25 минут работы;
- перерывы после каждого академического часа, занятий, независимо от учебного процесса, длительностью не менее 15 минут;
- сквозное проветривание помещений во время перерывов (при отсутствии в нем учащихся),
- физкультурные паузы в течение 3-4 минут во время перерывов;
_ физкультминутки в течение 1-2 минут для снятия локального утомления должны выполняться индивидуально при появлении начальных, признаков усталости.
Проблема предупреждения и снятия зрительного утомления при работе на компьютере является одной из самых актуальных. Установлено, что интенсивность и характер течения нервно-психических социологических проявлений у пользователей зависит от качества видеомонитора, условий и параметров окружающей среды, индивидуальных особенностей пользователя. Борьба с развитием зрительного утомления ведется в нескольких направлениях: гигиеническим, технологическим, эргономическим и медико-физиологическим .