Дать письменную оценку освещенности и цветового интерьера учебного или жилого помещения. Указать, какое психоэмоциональные состояние они вызывают у человека, производящего их оценку.
Каждому цвету в природе соответствует определенная длина волны (частота колебаний). Спектр состоит из четырех основных цветов (желтый, красный, синий, зеленый) и четырех производных (оранжевый, фиолетовый, сине-зеленый и желто-зеленый). Цвет в интерьере человек воспринимает не только как одно из физических свойств вещей, но и эмоционально, вызывают определенный психоэмоциональный настрой человека (табл.).
человека наиболее чувствителен к зеленому цвету, а наименее - на границах красного и фиолетового. Раздражение глазного нерва колебаниями различной частоты, соответствующими цветами колориметрической шкалы, передается центральной нервной системе.
Выбирая цвет для окраски помещений, следует обязательно учитывать их ориентацию относительно сторон света, а также локализации цвета (расположения на определенных поверхностях помещения; табл.). Для комнат, окна которых выходят на юг, юго-запад и запад, больше подойдут холодные тона или нейтральный серый, так как солнечный свет имеет теплый оттенок и, взаимодействуя с холодным тоном стен, уравновешивается, дает в результате спокойный тон. Комнаты северной ориентации имеют рассеянное холодное освещение, поэтому их цветовое решение должно быть более теплым. Цвет может визуально расширять или уменьшать пространство. Например, холодные цвета (особенно сине-зеленый) ненасыщенного тона создают ощущение увеличенного воздушного пространства. Черные детали на светлом фоне кажутся меньшими, чем они есть на самом деле. Темные цвета - далекие (западающие), светлые - близкие (выступающие). Наличие у каждого человека собственного неповторимого темперамента определяет выбор своего цвета, как в отдельности, так и сочетания цветов.
Выявлены следующие психоэмоциональные реакции человека на цвет:
• желтый цвет вызывает ощущение тепла, света, солнца, живости, веселья, легкости;
• зеленовато-желтый цвет действует как что-то слегка ядовитое, сернистое, жесткое (символика: желтый цвет - жизнь, свет, радость, роскошь, брак, уважение к старости; ярко-желтый—зависть, своеволие, ненависть, лживость);
• оранжевый цвет - теплый, праздничный, прелестный, полный жизни, вызывающий радость, сильно действующий (символика: тепло, солнце, власть, радость, тщеславие);
• фиолетовый цвет - мрачный, торжественно-роскошный, служит для связи других красок, на большой поверхности может оказывать негативное влияние (символика: величие, достоинство, роскошь, великолепие, дружба);
• синий цвет - тихий, тяжелый, строгий, отделяющий, холодный, но полный энергии; голубые тона действуют как ясные, чистые (символика: бесконечность, даль, тоска, верность, доверие);
• белый цвет - легкий, чистый, нейтральный, сильно контрастирует со всеми темными красками, в пестрые сочетания вносит свет и оживление, увеличивает объемность (символика: невинность, целомудрие, чистота);
• черный цвет - тяжелый, нейтральный, уменьшает объемность, в качестве фона усиливает действие желтого и красного цветов (символика: траур, скорбь, серьезная торжественность).
Все светлые цвета и оттенки дают глазу ощущение легкости. Светлые теплые оттенки кажутся особенно близкими. Темные и холодные цвета воспринимаются как далекие.
Используя эти свойства цвета, можно вносить иллюзорность в восприятие пространства и объемов. Так, маленькие комнаты, стены которых окрашены в холодные светлые цвета (особенно голубой), кажутся больше, чем на самом деле. С помощью цвета вы можете также скорректировать и пропорции комнат. Например, узкое и длинное помещение будет казаться более широким и пропорциональным, если боковые стены окрасить в холодные светлые тона, а торец — в теплый, более насыщенный цвет.
Применение гармонических сочетаний цветов в интерьере.
Контрастные гармонические сочетания, основанные на дополнительных цветах, создают ощущение динамичности, напряженности. Сочетания, состоящие из различных оттенков одного цвета или близких цветов, называются нюансными и часто используются в интерьерах квартир, так как действуют на человека расслабляющее, вызывая чувство покоя, тишины, уравновешенности.
Очень важно найти гармоничные сочетания цвета стен и деревянной мебели. Дерево имеет бесконечное множество оттенков и рисунков. Стены могут составлять как нюансное сочетание с мебелью, так и контрастное. Более приемлем не цветовой, а тоновый контраст, например: светлые стены — темная мебель или темные стены — светлая мебель.
Влияние естественного и искусственного освещения на восприятие цветового интерьера.
Темно-синий и темно-коричневый цвета при электрическом освещении выглядят черными. Тяжело различимыми становятся оттенки сине-зеленого и синего цветов. Характерные изменения цвета при теплом электрическом освещении следующие: красный, оранжевый, желтый - светлеют; зеленый, фиолетовый, голубой, синий - темнеют; желтый и оранжевый - становятся красноватыми; светло-желтый - почти белым, голубой - зеленеет, фиолетовый - краснеет и становится пурпурным.
Цвет поверхностей, отражающих свет, играет большую роль в освещенности помещений: чем больше света они отражают, тем меньшей мощностью осветительных приборов можно добиться оптимальной освещенности. Идеальной для отражения и равномерного рассеивания света являемся, матовая белая поверхность стен и потолка.
Длительное пребывание в квартире с недостаточным освещением ведет к развитию напряжения зрения и появлению светового голодания. Прямой солнечный свет, так же как и рассеянный, несет необходимые для здоровья человека ультрафиолетовые лучи и тепловое инфракрасное излучение. Ультрафиолетовые лучи оказывают обеззараживающее действие на воздух и поверхность предметов в комнатах, предупреждая развитие авитаминоза у детей и взрослых, и во многом предопределяют психоэмоциональное состояние и самочувствие человека.
Чистые оконные стекла задерживают около 45 % естественного света, а загрязненные — 50— 70%. Особенно ощутима при этом потеря ультрафиолетовой радиации. Учитывая, что солнечные лучи способствуют адаптации человека к среде в условиях постоянно ухудшающейся экологической обстановки (её химическому загрязнению), а также комплекс оздоровительных факторов ультрафиолетового излучения, гигиенисты считают, что минимально допустимая суммарная продолжительность освещения квартиры солнцем должна составлять 2,5—3 часа. Уровень освещенности жилых помещений по гигиеническим требованиям должен составлять не менее 100 лк без учета настольных светильников. В то же время освещенность письменного стола, с учетом общего и локального освещения настольной лампой, должна быть 300 лк; у изголовья кровати для чтениям на обеденном столе— 200 лк, для занятий рукоделием — 400 лк. Освещенность на уровне пола в коридорах, ванных и туалетах должна быть около 50 л к, а возле зеркала в прихожей и в ванной — примерно 200 лк.
Уровень естественной освещенности во многом зависит от ориентации помещений и светоклиматического района. При ориентации окон на южные румбы горизонта освещенность помещений ультрафиолетовыми лучами в 40 раз выше, чем при ориентации на северные. Учитывая это, необходимо дифференцированно подойти к оформлению оконных проемов, в зависимости от их ориентации, климатических особенностей, назначения комнат.