1. На территории Москвы кроме озелененных территорий внутриквартального, придомового озеленения различают озелененные территории, имеющие тот или иной природоохранный статус:
- природный комплекс, имеющий статус ООПТ
- природный комплекс, не имеющий статуса ООПТ.
Определение понятий:
«Природный комплекс - «совокупность территорий с преобладанием растительности и (или) водных объектов, выполняющих преимущественно природоохранные, рекреационные, оздоровительные и ландшафтнообразующие функции».
«ООПТ – часть природного комплекса г.Москвы, на которой в соответствии с законодательством установлен режим особой охраны (национальный парк, природный парк, природно-исторический парк, природный заказник, памятник природы, городской лес или лесопарк, водоохранная зона и другие категории ООПТ».
(определения по Закону г.Москвы «О регулировании градостроительной деятельности на территориях природного комплекса г.Москвы» № 26 от 21.10.1998., статья 1).
2. ППМ № 38 от 19.01.99. «О проектных предложениях по установлению границ природного комплекса с их описанием и закреплением актами красных линий» с графическими приложениями.
Графическими приложениями и перечнем к ППМ установлена площадь и режимы регулирования градостроительной деятельности на территории каждого объекта ПК в границах округа ( как правило, более 100). ПРИМЕР:
- Объект ПК № 81-ВАО «Сквер по Вешняковской ул.» площадью 1,4 га с РРГД 2.
- Объект ПК №32-СВАО «Бульвар по Алтуфьевскому шоссе» площадью 19,4 га с РРГД 2.
- Объект ПК № 102 –ЗАО «Парк на ул.Дружбы» площадью 14,1 га с РРГД 2. и т.д.
Так как ППМ установлена площадь ПК в соответствии с масштабом графических материалов, то с 1999 г. и по настоящее время – НИиПИ Генплана г.Москвы проводится разработка РЧА ЛГР в масштабе 1:2000 с уточнением РРГД.
3. В границах природного комплекса (ПК) устанавливаются режимы регулирования градостроительной деятельности (РРГД)– «совокупность разрешенных изменений ландшафта, природных объектов, парков, садов, бульваров, скверов, разрешенных видов озеленения, благоустройства, реставрации, реконструкции и строительства, установленных в соответствии с настоящим Законом на отдельной территории природного комплекса или на любой ее части» (по Закону г.Москвы «О регулировании градостроительной деятельности на территориях природного комплекса г.Москвы» № 26 от 21.10.1998., статья 1).
Статья 4 Закона г.Москвы № 26 от 21.10.1998.:
Режим 1 – «В пределах территорий и участков с режимом №1 не допускается изменения ландшафта, существующих и исторически сложившихся объектов, парков…., кроме изменений, связанный с восстановлением нарушенных природных объектов или реставрацией историко-культурных объектов».
Режим 2 – В пределах территорий и участков с режимом №2 разрешается:
- новое озеленение и благоустройство,
- реконструкция инженерных сетей…, зданий и сооружений, а также новое строительство для хозяйствующих субъектов , не противоречащей установленному назначению территории. Т.Е. для сторонних пользователей.
Режим 3 - В пределах территорий и участков с режимом №3 разрешается:
- воссоздание утраченных ландшафтов…
Режим 4 - В пределах территорий и участков с режимом №4 разрешается:
формирование новых парков, скверов…;
размещение объектов, необходимых для содержания территории и обслуживания посетителей (объектов инфраструктуры) .
Режим 5 - В пределах территорий и участков с режимом №5 разрешается:
не менее 70% -озеленение;
размещаемые объекты – экологически безопасные (без нормируемого воздействия).
На территориях ПК, имеющих большую площадь и выполняющих различные функции, могут быть установлены разные РРГД (режимы регулирования градостроительной деятельности), например, в центре – РРГД №1, на территории сторонних пользователей- №2, по периметру территории - №5.
Для ООПТ – озеленение (обводнение) должно составлять не менее 80% площади территории.
4. Установление внешних границ ПК с уточнением площади по сравнения с ППМ № 38 и ППМ, выпущенных по каждому объекту ООПТ, а также внутреннихграниц между режимами по результатам проекта планировки (также предпроектная стадия). Статья 7 Закона г.Москвы № 26 от 21.10.1998.
Разработчик – НИиПИ Генплана г.Москвы, далее проводится ГЭЭ (экспертиза) и далее выпуск разбивочного чертежа-Акта (РЧА ЛГР) с утверждением Постановлением Правительства Москвы.
ПРИМЕР (на практических занятиях). Графические материалы проекта планировки парка…с различными РРГД.
5. Таким образом при предложении (планировании) размещения (строительства) какого-либо объекта в границах ПК (ООПТ) учитывается:
А) РРГД территории Природного комплекса;
Б) статус территории ПК и нормируемые элементы на территориях ПК, которые определяются разделом 7 «Рекреационные территории» в МГСН 1.01-99:
П. 7. 3. Парк (определение) – для периодического массового отдыха населения, площадью не менее 5 га.
Высота зданий и сооружений не более 8 м (кроме аттракционов).
Здания и сооружения – только для обслуживания посетителей парка
Соотношение элементов территории:
- застройка 5-7%,
- дорожки, аллеи, площадки – 25-28%,
- озеленение – 67-70%.
П.7.4 – Сад – для прогулок и тихого отдыха, площадью 2-5 га.
Высота зданий и сооружений 6-8 м.
Здания и сооружения – только для обслуживания посетителей сада (кафе, павильоны, хоз. постройки).
Соотношение элементов территории:
- застройка 2-5%,
- дорожки, аллеи, площадки – 8-15%,
- озеленение – 80-90%.
П.7.5 – Бульвар – для транспортного пешеходного движения, прогулок и повседневного, шириной не менее 15м, соотношение ширины и длины не менее 1:3.
Высота зданий и сооружений 6 м .
Здания и сооружения – только для обслуживания посетителей бульвара (кафе, павильоны, киоски и др.).
В зависимости от ширины бульвара – соотношение элементов территории.
Застройка (15-25 м) – нет, (25-50м) - 2-3%, более 50 м – до 5%
Озеленение (15-25 м) – 70-75%, (25-50м) – 75-80%, более 50 м – 65-70%
Аллеи (15-25 м) – 25-30%, (25-50м) – 17-23 %, более 50 м – 25-30%
П.7.6. Сквер – компактная озелененная территория для повседневного кратковременного отдыха и транзитного пешеходного передвижения от 0,15 до 2 га.
Застройка – запрещена.
Соотношение элементов территории:
На городских улицах и площадях: озеленение 60-75%,аллеи 25-40%
В жилых районах: озеленение 70-80%,аллеи 20-30%.
6. В результате устанавливается возможность и допустимость отвода земельного участка в ПК (ООПТ) под размещение того или иного объекта с условием выполнения всех требований при дальнейшем проектировании, строительстве и эксплуатации объекта.
В случае, если необходимое размещение объекта противоречит законодательной и нормативной базе для объектов ПК, существующее законодательство допускает возможность корректировки установленных границ ПК при сохранении общего баланса территорий ПК в округе и без уменьшения площади территории ООПТ. (Закон г.Москвы «О регулировании градостроительной деятельности на территориях природного комплекса г.Москвы» № 26 от 21.10.1998.).
ПРИМЕР (на практических занятиях).
Таким образом, подводя итоги, следует отметить, что на предпроектной стадии экологического проектирования устанавливается самое главное - возможность и допустимость размещения объекта на данном конкретном участке земли с учетом всех лимитирующих факторов, связанных с предполагаемым воздействием объекта на окружающую среду, это :
1. Изменение градостроительной ситуации.
2. Изменение социально-экологических параметров.
3. Изменения геоморфологических, геологических и гидрологических условий.
4. Изменения почвенного покрова территории.
5. Изменения загрязнения атмосферного воздуха.
6. Изменения в загрязнении поверхностных вод.
7. Изменения в физических параметрах (например, акустическом режиме территории).
8. Воздействие объекта в части накопления отходов.
9. Воздействие объекта в части необходимого установления СЗЗ.
10. Воздействие на зеленые насаждения и ПК в части:
А) изъятия ориентировочного количества деревьев, кустарников, травяного покрова под строительство;
Б) изъятия части территории общего пользования (см.п.1,2)
В) изъятия части территории природно-рекреационного назначения (см. п.1,2);
Г) возможности размещения в границах природоохранных территорий;
Д) возможности размещения на границе природоохранных территорий с воздействием на них;
11. Воздействие на аэродинамическую обстановку и т.д. и т.п.
В результате оформляется ИРД, АРИ, ГПЗУ – документ, устанавливающий возможные параметры использования данного участка в тех или иных целях.
Имея на руках данный документ застройщик затем оформляет решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации для объектов федерального и регионального значения и решение местных органов самоуправления — для объектов местного значения (Постановление правительства, Распоряжение правительства, Распоряжение префекта …), а затем договор аренды земельного участка.
Договор оформляется в Земельном Комитете (например, Москомзем) на определенную площадь под определенные цели.
Все эти документы являются основанием для дальнейшего проектирования.