Роль технологии в организациях за последние 30 лет резко изменилась. Если мы повернули бы часы вспять и установили их на 50-е или 60-е годы, то увидели бы, что вначале информационная технология играла только вспомогательную роль. Часто основными сферами ее применения были начисление заработной платы и другие задания, требовавшие обработки большого числа цифр. Кроме того, такие технологии могли позволить себе только корпоративные гиганты. Именно в те дни руководители IBM оценили, что размер рынка для крупных компьютеров составляет всего шесть единиц!
Однако, если перейти в 80-е годы, то увидим не только резкое повышение мощности компьютеров, но и фундаментальное изменение в организации их роли. Теперь компьютеры начали использоваться как стратегическое оружие. Примерами успешного применения таких технологий в то время можно назвать систему резервирования билетов SABRE авиакомпании American Airlines, систему заказов ASAP для американских больниц и небольшие (из категории «под рукой») компьютеры Frito-Lay. Такие системы способствовали и разработке новых стратегий. Основная логика, задававшая отношения между стратегией бизнеса и стратегией использования информационных технологий, исходила из того, что стратегия информационных технологий должна подгоняться под стратегию бизнеса. Другими словами, сначала разрабатывалась стратегия бизнеса, а стратегия информационных технологий создавалась в качестве обеспечивающей.
В современной среде информационные технологии играют роль своего рода детонатора*. Они обладают большой мощью, поскольку позволяют реализовывать новые стратегии независимо от того, обслуживают ли информационные технологии операционные или стратегические функции. Поэтому возможности новых технологий теперь часто должны учитываться одновременно с рассмотрением бизнес-стратегии или даже в первую очередь. Но принятие решений о потенциале новых технологий для большинства давно существующих организаций порой становится огромной проблемой, поскольку во многих ее подразделениях понимание сущности новых технологий остается очень поверхностным. Более того, инновационные стратегии в сфере электронной коммерции требуют оперативного и творческого мышления и предвидения, позволяющих гармонично объединять характеристики новых технологий, появляющиеся благодаря быстрым экспериментам, осуществляемым на рынке, иТОП-характеристики организации. Таким образом, учитывая очень динамичную природу технологий и их влияние на структуру бизнеса, стратегическое планирование меняется не только с точки зрения формы, но и процессов.