· генерация и присваивание значений с помощью функции random;
· ввод значений элементов с клавиатуры;
Пример1 - ввода элементов одномерного массива с клавиатуры
Const
n = 20; var A : array[1..n] of Real; Begin Writeln('Введите элементы массива:');
for i:=1 to n do Read(A[i]);
Readln;
End.
Пример2 - заполнение массива случайными числами:
Алгоритм состоит из двух частей:
· Перезапустить генератор случайных чисел функцией Randomize.
· Сгенерировать значения для всех элементов массива при помощи функции random(N), где N – максимально возможное значение случайного числа. Результат работы функции Random должен быть сохранен в переменную.
Фрагмент программы:
//1 - перезапускаем генератор случайных чисел
randomize;
//2 - генерируем случайное значение n
//3 - генерируем n элементов массива
for i:=1 to n do
a[i]:=random(100); //каждый элемент примет значение из интервала 0..99
Краткая информация об используемых стандартных процедурах и функциях:
Randomize - инициализирует генератор случайных чисел случайным значением (случайное значение зависит от момента перезапуска, т.е. зависит от времени).
Random(Num) - возвращает случайное целое число, находящееся в интервале 0 .. (Num-1) (Например, если Num=100 (как в нашем примере), то Random возвращает числа в интервале от 0 до 99). Если Num<=0, то Random всегда будет возвращать 0. Чтобы получить значения в интервале, отличном от [0..Num-1], необходимо к значению, возвращаемому Random, прибавить смещение начала интервала.
Пример 1: необходим интервал [-50 .. 50].
Длина интервала 101, смещение начала интервала -50.
random(101)-50;
Пример 2: необходим интервал [20 .. 30].
Длина интервала - 11, смещение начала интервала 20.
random(11)+20;
Пример 3: необходим интервал [-1000 .. -500]
Длина интервала 501, смещение начала интервала -1000
random(501)-1000;
Так как массивы являются сложным типом данных, то далеко не во всех языках программирования есть способы для вывода массивов на экран. Для того, чтобы отобразить массив на экране в языке Паскаль нужно последовательно вывести на экран все элементы массива. Самый простой способ – использовать для этого цикл, который будет последовательно перебирать все элементы массива и распечатывать их на экран: