Различают 2D- (двухмерную) и 3D- (трехмерную) технологии проектирования и построения чертежа (D – от англ. dimension, размерность).
По 2D-технологии конструктор строит проекции создаваемого объекта, т. е. его плоские изображения — виды, разрезы, сечения и др. Проектирование идет одновременно с созданием чертежа объекта. Лист бумаги, карандаш и кульман составляют весь арсенал ее технических средств. Распространены и компьютерные варианты 2D-технологии, в которых компьютер применяется как электронный кульман, позволяющий разгрузить конструктора от рутинной графической работы по проведению линий требуемой толщины, выполнению надписей определенным шрифтом, стрелочек нужной формы и т. п., но не более.
Сущность 3D-технологии проектирования состоит в том, что конструктор сразу строит реалистичную, наглядную, виртуальную модель детали или узла, собирая её из объемных примитивов (призма, цилиндр, конус и т. д., а также примитивы на основе вращения или перемещения плоского контура), не прибегая к построению чертежа. Модель формируется на экране, ее можно осмотреть со всех сторон, разрезать, получить произвольное сечение, отредактировать форму. С помощью программных средств модель можно нагрузить и выполнить ее прочностной расчет.
Чертежи по 3D-технологии получают после того, как модель создана, т. е. на завершающей стадии проектирования и, в значительной мере, в автоматическом режиме. "Система" сама строит необходимые виды, разрезы, проставляет размеры, хотя за конструктором остается задача определить оптимальное содержание чертежа.
Рассмотрим последовательность построения 2D-чертежа, показанного на рисунке
- Необходимо убедиться, что активна закладка Model (Модель), или выбрать ее.
- Задать лимиты пространства модели как условные границы прямоугольной области, в которой размещается объект.
Для выполняемого контура эта область с запасом имеет размеры 150x150 мм:
В командной строке записывается команда лимиты (limits). Далее на запрос ввести левый нижний угол вводим 0,0, а на запрос ввести правый верхний угол вводим 150,150.
Далее необходимо отобразить в рабочей области указанное пространство. Для этого выполняется команда Показать (zoom). В ответ на запрос в командной строке указывается Все (all).
Далее необходимо настроить панели инструментов. На экране должны присутствовать основные панели: Стандартная панель инструментов, Свойства, Слои, Рисование и Редактирование. Если присутствуют другие панели – их можно закрыть освобождая экран. Для вызова или удаления панелей выполните следующее:
- щелкнуть правой кнопкой мыши по одной из существующих на экране панелей. В возникшем контекстном меню указать имя панели, которую требуется вывести на экран или удалить с экрана.
Далее нужно задать слои. Понадобятся три новых слоя (2 слоя уже есть). Для их создания и настройки нужно выполнить команду Формат à Слои. В открывшемся окне Диспетчер свойств слоев (название может отличаться в зависимости от версии) нужно создать новые слои с именами Контур, Оси, Размеры, Штамп и Окно. Присвоить слоям различный цвет. Для слоя Контур установить толщину линии 0.5...0.8. Для слоя Оси установить штрихпунктирную линию, сделать этот слой текущим. Закрыть окно нажатием кнопки ОК.