Управляемые муфты позволяют соединять или разъединять валы с помощью механизма управления. По принципу работы эти муфты делятся на две группы: муфты, основанные на зацеплении (кулачковые или зубчатые); муфты, основанные на трении (фрикционные).
Кулачковая муфта представлена на рис. 8.
Рис. 8
На торцах полумуфт 1 и 2 имеются выступы (кулачки) 3. В рабочем положении выступы одной полумуфты входят во впадины другой. Для включения и выключения муфты одну из полумуфт 2 устанавливают на валу подвижно в осевом направлении. Подвижную полумуфту перемещают с помощью отводки, вилка которой располагается в пазу 4. Кольцо 5 служит для центровки валов.
Работоспособность кулачковых муфт определяется износом кулачков, который зависит от напряжений смятия на поверхности соприкосновения . Напряжения смятия рассчитывают по формуле:
, (5)
где - число кулачков полумуфты.
Схема простейшей дисковой муфты с одной парой поверхностей трения показана на рис. 9. Здесь полумуфта 1 укреплена на валу неподвижно, а полумуфта 3 подвижна в осевом направлении, 2 – фрикционная накладка. Для соединения валов к подвижной полумуфте прикладывают силу .
Рис. 9
Эти муфты предназначаются для автоматического разъединения валов в тех случаях, когда параметры работы машины становятся недопустимыми по тем или иным показателям. К этому классу относятся муфты предохранительные, обгонные и центробежные.
На рис. 10 изображена предохранительная дисковая муфта с разрушаемым элементом.
Рис.10
В этой муфте при перегрузке штифт 3 срезается кромками стальных закаленных втулок 2, установленных в полумуфтах 1 и 4. Для восстановления работы муфты штифт заменяют. Диаметр штифта определяется из расчета его на срез.
Центробежные муфты автоматически соединяют валы тогда, когда угловая скорость превысит некоторое заданное значение.
Схема одной из центробежных муфт изображена на рис. 11.