Коммуникация – это условие организации и общения людей, в широком смысле, обмен информацией. Существование ИС невозможно без коммуникации, так как с одной стороны они опираются на сложившиеся формы обмена информацией, с другой стороны – на формы, облегчающие совместную деятельность.
Существует два аспекта коммуникации: информационный и личностный. Первый характеризует процессы движения информации, второй – взаимодействие людей, которое осуществляется благодаря движению информации, но полностью к информационным процессам не сводится, поскольку коммуникация определяется не только передачей и получением информации, но и её оценками и индивидуальной интерпретацией.
Понятие «коммуникация» соединяет в себе три аспекта:
Þ движение информации;
Þ процесс управления;
Þ отношение индивидуума к цели управления и решениям.
Коммуникацию нельзя рассматривать как просто информацию и отождествлять её с информацией, поскольку коммуникация отражает и неинформационные категории: долг, ответственность, социальные и духовные ценности, интересы. Именно они лежат в основе коммуникации и определяют её характер, особенности, тип, роль в совместной деятельности.
В практике управления информация понимается упрощённо как совокупность сведений управляемой системы и внешней среды её функционирования. Такое представление информации отражает конкретные потребности управления.
Коммуникации, применяемые в ИС управления, подразделяются на типы:
1. Внешние и внутренние коммуникации. Они отражают целостность системы и одновременно её открытость, приоритетность работы, стиль управления, способы взаимодействия с другими системами и объектами.
2. Одно- и многоканальные коммуникации. Одноканальные коммуникации выступают в виде явной и намеренно выделенной приоритетности деятельности ИС. Многоканальные отражают разнообразие решаемых ИС задач. Характеристики тех и других определяются системой информационного обеспечения.
3. Устойчивые и неустойчивые коммуникации. Понятие устойчивости коммуникации носит условный характер и зависит от того, как те или иные коммуникации определяют качество управления. Устойчивые коммуникации – это стабильные и налаженные связи. Неустойчивые, соответственно, нестабильные временные, случайные связи. Первые имеют позитивное значение, вторые, чаще всего, негативное.
4. Формальные и неформальные коммуникации. Формальные коммуникации отражают связи, выделенные для выполнения требуемых функций. Неформальные – возникают в процессе человеческого общения и являются незафиксированными в документах и инструкциях.
5. Ситуационные и постоянные коммуникации. Ситуационные коммуникации зачастую случайны и нередко отражают возникновение помех в информационном обмене. Постоянные коммуникации носят систематический характер и являются предсказуемыми и ожидаемыми.
6. Мнимые и реальные коммуникации. В качестве мнимых коммуникаций выступают связи, существующие по установленным положениям, прописанные в инструкциях, но не реализуемые в практической деятельности. Реальные коммуникации в практической деятельности реализуются, но могут быть не задокументированы.
Среди большого множества свойств информации можно выделить следующие коммуникативные свойства:
1. В основе информации лежат материальные процессы, и информация по многим своим характеристикам зависит от типа материального носителя. Однако, при этом нельзя отождествлять информацию с материальным носителем.
2. Информация может накапливаться, и процесс накопления сопутствует процессу познания.
3. Информация имеет качественные и количественные характеристики, которые позволяют оценить её наличие, движение, использование, соответствие потребностям.
4. Эффективность использования информации зависит от интеллектуального потенциала, объёма накопленных знаний, формы её представления. Одна и та же информация может иметь различную ценность для разных субъектов её использования.
5. Информация может быть средством обмена, купли, продажи, то есть товаром.
6. Передача информации не обязательно уменьшает её количество, от использования она не уменьшается.
7. Информация существует в движении, то есть в процессе передачи, обработки, распределения и т.д.
8. Движение и обработка информации осуществляются с помощью технических средств (или биологических, например, мозг человека), которые повышают производительность и эффективность работы с информацией.
9. Информация является основой познания мира и понимания проблем. Накопленная информация хранит в себе большой потенциал познания и способна порождать новое знание о мире. Но понятия «знания» и «информация» не являются тождественными.
10. Информация является средством коммуникации людей, и поэтому она служит основой управления людьми и интеграции их деятельности.
11. Всякая информация имеет содержание – элементы образа, который она несёт, их состав, структуру, полноту, виды.