Техническое обслуживание оборудования нефтескладов
Технические средства для завоза нефтепродуктов на нефтесклады хозяйств
Весьма важным фактором организации централизованного завоза нефтепродуктов является правильное комплектование отряда техническими транспортными средствами, как в количественном составе, так и по маркам.
Технические средства с повышенной грузоподъемностью способствуют резкому снижению себестоимости единицы перевозимого нефтепродукта и сохранению его качества.
При комплектовании отряда по централизованному завозу нефтепродуктов следует учитывать многие влияющие на состав отряда факторы, а именно: марочность и количество завозимых топлива и смазочных материалов, разнообразие дорог, неравномерность использования нефтепродуктов и др. В связи с этим при выборе транспортных средств следует исходить из технико-экономических показателей и технологических соображений. Комплектовать состав отряда нужно транспортными средствами, имеющими более высокие технико-экономические показатели. Состав отряда обычно рассчитывают по месячному объему нефтепродуктов, перевозимых в наиболее напряженный период работы машинно-тракторного парка.
Техническая оснащенность нефтескладов колхозов и совхозов за последние годы значительно возросла и дополнилась совершенно новым оборудованием, особенно по заправке машин топливом и смазочными маслами. К основным видам оборудования нефтескладов относятся средства заправки машин топливом и маслами (топливозаправочные колонки КЭР-40-0,5, КЭД-40-0,5, КЭР-40-1,0 и 03-1769; топливозаправочные установки 03-9936, 03-9902 ГОСНИТИ; 03-4967 ГОСНИТИ; приемо-раздаточные стояки 03-2462 и 03-9721; маслораздаточные колонки 3155, 367М и 367МЗ; мотопомпы МПГ-10 и МПГ-10Э), а также резервуары различной вместимости, трубопроводы, соединительные уплотнения и краны, заправочные пистолеты, передвижные заправочные агрегаты и др.
Требования к оборудованию нефтескладов предусматривают:
- сохранение качества нефтепродуктов в процессе хранения;
- ликвидацию потерь при заправках, приемке и хранении;
- сокращение времени заправки машин;
- обеспечение учета количества выданного нефтепродукта.
Техническое обслуживание нефтескладского оборудования предусматривает выполнение комплекса работ (уборочно-моечных, контрольно-регулировочных, крепежных, смазочных), проводимых в обязательном порядке по графику. Неисправности, возникающие в процессе эксплуатации между плановыми обслуживаниями, устраняют по разовым заявкам хозяйств. Все работы по техническому обслуживанию и устранению неисправностей выполняет выездная бригада на месте эксплуатации данного оборудования (на нефтескладе).
Особенность обслуживания топливо- и маслораздаточных колонок, приемо-раздаточных стояков заключается в том, чтоуказанное оборудование подлежит метрологическому надзору, так как в его конструкции имеются измерительные приборы (счетчики жидкости). Метрологический надзор осуществляют местные (областные, зональные) лаборатории госсельтехнадзора за стандартами и измерительной техникой. Поэтому персонал, выполняющий техническое обслуживание топливораздаточных колонок, приемо-раздаточных стояков и маслораздаточных колонок, должен быть специально подготовлен и аттестован на право проведения ремонта оборудования с замерными устройствами. Рекомендуемая технология обслуживания оборудования нефтескладов разработана в соответствии с планово-предупредительной системой технического обслуживания машин. Она включает в себя ЕТО, ТО-1 и ТО-2. Содержание и трудоемкость технического обслуживания оборудования нефтескладов разработаны ГОСНИТИ и приводятся в специальной литературе. Периодичность технического обслуживания оборудования нефтескладов приведена в таблице 2.
Таблица 2
Периодичность ТО-1 и ТО-2 оборудования нефтескладов
Наименование оборудования
Периодичность
ТО-1
ТО-2
тыс. л
по времени
тыс. л
по времени
Топливо-и маслораздаточные колонки
Не реже 1 раза в три месяца
Не реже 1 раза в шесть месяцев
Приемо – раздаточные стоянки
То же
То же
Резервуары с дизельным топливом
-
Через каждые шесть месяцев
-
1 раз в год
Резервуары с бензином
-
То же
-
1 раз в два года
Реализация мероприятий по сокращению, а в ряде случаев и по полному предупреждению потерь нефтепродуктов является общегосударственной задачей. Экономия топлива, смазочных масел, пластичных смазок и технических жидкостей достигается не только технически правильной организацией транспортировки, слива и хранения нефтепродуктов, но и применением их строго по назначению при эксплуатации машинно-тракторного парка. Важность устранения потерь, нерационального использования и экономии нефтепродуктов диктуется не только экономической целесообразностью, но и необходимостью восполнять ресурсы. Сохранять качество используемых нефтепродуктов также очень важно для обеспечения надежной и долговечной работы машинно-тракторного парка. Предупреждать потери и утечки нефтепродуктов нужно еще и для защиты окружающей среды.
Транспортировка и слив. Транспортировать нефтепродукты следует в технически исправных герметизированных автоцистернах, чтобы обеспечить чистоту перевозимого топлива и до минимума сократить его потери при разливе и от испарения.
Хранение. В результате неплотного соединения трубопроводов, негерметичности люков и крышек резервуаров, неисправности дыхательных клапанов, трещин в сварных швах, а также нагрева солнечными лучами может происходить непосредственная утечка топлива, его испарение, окисление, а также загрязнение пылью и атмосферной влагой.