Любой размещаемый на форме компонент характеризуется некоторым набором параметров: положением, размером, цветом и т.д. Часть этих параметров, например, положение и размеры компонента, программист может изменять с помощью мышки. Для изменения других параметров предназначено окно инспектора объектов.
Это окно содержит две вкладки – Properties (Свойства) и Events(События).
Вкладка Properties служит для установки нужных свойств компонента, вкладка Events позволяет определить ту или иную реакцию компонента на то или иное событие (например, пусть при нажатии на кнопку Вычислить программа вычислит и напечатает сумму 2-х чисел).
В верхней части ИО – раскрывающийся список компонент, включенных в приложение.
Если окна не видно выберите меню View/Object Inspector (F11).
Предназначено для наглядного отображения связей между отдельными компонентами, размещенными на активной форме.
Щелчок на любом компоненте в этом окне активизирует соответствующий элемент в окне формы и отображает свойства этого компонента в окне инспектора объектов (и обратное отображение).
Двойной щелчок приводит к срабатыванию механизма Code Insight, который вставляет в окно кода заготовку для обработчика событий OnClick.
Компонент можно “перетащить” в окне и таким образом поменять его владельца (свойство Parent-Родитель).
Если окна не видно выберите меню View/Object TreeView (Shift+Alt+F11).
Процесс разработки программы в Delphi рассмотрим на примере– создадим приложение(так принято называть прикладную программу), с помощью которого изучим технологию визуального проектирования.
Программа Delphi не является сплошным последовательным выполнением кода, как в Turbo Pascal. Здесь программа реализует некоторый код только как реакцию на события –
какие-то действия пользователя (нажатие кнопок, движение мыши, закрытие окон и т.п.).
Когда код, описанный в обработчике, заканчивается, программа не завершается. Для завершения требуется, чтобы пользователь обычным в Windows способом закрыл главное
окно приложения либо, к примеру, нажал на установленную на форме кнопку, в обработчике нажатия которой предусмотрен вызов процедуры Close.
Запустите Delphi с помощью пиктограммы Delphi на рабочем столе или меню Windows Пуск / Программы.
После запуска Delphi, открывается окно с уже созданным пустым проектом. Окно дизайнера имеет заголовок Form1.
Процесс создания программы в Delphi состоит из двух шагов:
1. сначала нужно создать форму программы (диалоговое окно),
2. затем – написать процедуру обработки событий в окне кода.
Последовательность проектирования
1. Запустить Delphi.
2. Создать новое приложение
3. Установить на форму необходимые компоненты из палитры.
4. Установить с помощью ИО нужные значения свойств компонент, в том числе и обработчиков событий.
5. Сохранить приложение.
Центральным компонентомкаждого приложения является окно - форма. Оно соответствует классу TForm, и объекту Form1.
Т.е. программист на основе класса TForm создает дочерний Form1 путем добавления в класс формы дополнительных полей: кнопок, меток, полей ввода данных, графиков и т.д.
В это время в модуле автоматически в базовый класс записывается новое поле со стандартным именем.
Между содержимым окон формы и кода существует неразрывная связь, которая строго отслеживается в Delphi. Это означает, что размещение на форме компонента приводит к автоматическому изменению кода программы и наоборот – удаление тех или иных автоматически вставленных фрагментов кода может привести к удалению соответствующих компонентов. Поэтому программист вначале конструирует форму, размещая на ней очередной компонент, а уже только после этого переходит, если это необходимо, к написанию кода, обеспечивая требуемое поведение компонента в работающей программе.