Под строкой меню располагаются панели инструментов с кнопками, в системе Delphi их несколько.
Панели инструментов предназначены для выполнения некоторых команд, реализуемых главным меню.
Кнопки панелей инструментов обеспечивают доступ к наиболее часто встречающимся командам.
Чтобы узнать, как называется та или иная кнопка, надо навести на нее указатель мыши и подождать, пока рядом с ним появится всплывающая подсказка.
На этой панели есть, в частности, кнопка сохранения проекта на диске, кнопка открытия проекта, кнопка запуска программы на выполнение.
Одна из панелей инструментов, имеющихся в главном окне системы Delphi, заметно отличается от остальных.
Это палитра компонентов. Палитра компонентов устроена в виде набора пиктограмм. Палитра компонентов содержит множество вкладок. Каждая из них содержит свой набор компонентов. Общее число компонентов достигает нескольких сотен.
Под компонентом понимается некий функциональный элемент, содержащий определенные свойства и размещаемый программистом в окне формы.
Окно формы представляет собой проект Windows-окнабудущей программы. Это уже готовая визуальная форма будущей программы.
Окно имеет заголовок (по умолчанию - Form1), системные кнопки. Если в программе будет два окна, то заголовок второго будет называться Form2 и так далее.
Возможна замена стандартного названия более подходящим для программы.
Вся область окна заполнена точками координатной сетки (убрать точки: меню Tools/Environment Options/в окне настроек снять флажок Display Grid на вкладке Designer).
Наполнение формы напоминает работу с конструктором Lego.
В этом процессе наполнения формы и заключается главная изюминка визуального программирования.
Открыть новую форму: меню View/Forms (Shift+F12) или кнопка на ПИ.
Предназначено для создания и редактирования текста программы.
Добавляются операторы именно в этом окне. Некоторые операторы система Delphi добавит сама, другие программист вводит вручную (фрагменты программы). Именно поэтому окно кода никогда не бывает пустым.
В окне кода программист непосредственно пишет текстовую часть программы, которая разбивается на процедуры и функции, которые работают отдельно одна от другой.
Окно редактора кода содержит две вкладки (вверху две бирки) – текста модуля(Unit) и текста проекта (Project). Если какой-либо страницы нет после загрузки приложения, ее можно вывести через меню View/Project Sourceили Unit.
Переход между формой и редактором кода – через F12 и CTRL+F12.
В тексте кода программы жирным шрифтом выделены кодовые (зарезервированные) слова, синим цветом – комментарий.
Обычно одновременно с окном кода активизируется и окно браузера (Code Explorer), облегчающее поиск нужных элементов в случае, если много строк в окне кода.
Двойной щелчок на элементе в окне браузера приводит к позиционированию текстового курсора в окне кода на описании соответствующего объекта или на строке с его первым упоминанием.
Окно браузера можно закрыть системной кнопкой или открыть: меню View/ Code Explorer или в КМ.
Окна браузера, окно инспектора объектов, окно дерева объектов, окно кода и окно формы можно перетаскивать на любое место экрана.