Устройства для отображения графической или псевдографической информации в больших объемах называют дисплеями (мониторами). Мониторы по своему принципу действия мониторы можно разделить на электроннолучевые (ЭЛТ), люминесцентные, жидкокристаллические и светодиодные (полупроводниковые).
Принцип действия светодиодных люминесцентных и жидкокристаллических мониторов уже описан. Такие мониторы представляют собой лишь матрицу единичных индикаторов.
Главным элементом электронно - лучевого монитора является электронно - лучевая трубка (ЭЛТ). Ее принцип действия таков. Подогретый нитью накала катод К излучает электроны в направлении экрана покрытого люминофором Л. Модулятор М регулирует толщину пучка электронов, на аноды A1, A2, A3 (аквадаг) подается высокое положительное напряжение ( для цветных трубок порядка 15 - 20 кВ, для черно-белых 8-12 кВ), которое ускоряет поток электронов, тем самым обеспечивая нужную яркость свечения. С помощью вертикальных ВОП и горизонтальных ГОП отклоняющих пластин луч последовательно проходит по всему экрану строка за строкой. Каждую строку луч проходит в одном направлении - довольно медленно, обеспечивая свечение люминофора, обратно возвращается почти мгновенно, чтобы не вызывать ненужного свечения. Люминофор обладает послесвечением, благодаря чему кажется, что светится весь экран, хотя луч одномоментно находится лишь в одной точке. Цветные изображения формируются с помощью смешения цветов RGB палитры, т. к. в каждой точке экрана присутствует люминофор с одним из трех цветов свечения и движущийся луч обеспечивает свечение этих участков в нужной пропорции.
Общие параметры видео подсистемы:
1. Тип видеоадаптера (EGA; VGA;SVGA)
2. Тип шины для подключения видеоадаптера (ISA;PSI;AGP)
3. Режим отображения видеоинформации (графический или текстовый)
4. Разрешение в графическом режиме (640*480) или текстве (40*80)
5. Количество цветов, бит (1, 4, 8, 16, 32)
6. Интерфейс подключения к монитору: RGB VGA 0.7 В или DVI – Digital Video Input.
7. Тип и тактовая частота видеопроцессора (ATI Radeon или GeForce), до 600 МГц
8. Объём видеопамяти - определяется соотношением разрешения, количеством цветов и количеством одновременно хранимых видеостраниц.
9. Тип видеопамяти - определяет скорость доступа к ней (DIMM, DDR, SIMM, RIMM).
10. Разрядность видео памяти (8, 16, 32 ,64, 128, 256, 512) - определяет производительность и максимальную частоту обновления экрана.
11. Частота горизонтальной развертки (строк), до 100 кГц
- Построчный или прогресивный - в этом режиме электронный луч в электронно - лучевых трубках обновляет последовательно строку за строкой.
- Чересстрочный - в этом режиме за первый проход луча обновляет нечётные строки. В этом режиме возможно дрожание мелких элементов изображения. В настоящее время не применяется.
14. Производительность видео системы зависит от выбранного разрешения битности цвета частоты обновления экрана и режима развертки.