Функции информационной логистики................................................................................................................................................ 2
Виды логистики информационных систем...................................................................................................................................... 3
Информационная логистика
Информационная логистика организует поток данных сопровождающих материальный поток и является связующим звеном между планированием поставок материалов, системой снабжения, производства и сбыта.
Задачей информационной логистики является своевременное обеспечение информацией с целью контроля над материальными потоками и управления ими.
Информационный поток – это информация, находящаяся в упорядоченном движении по заданным направлениям с фиксированными начальными и конечными точками.
Информационный процесс – это процесс, в котором информация рассматривается в качестве основного объекта с определенной последовательностью изменений. При этом имеет место сбор, анализ, преобразование, поиск и хранение информации.
Функции информационной логистики
1. Сбор информации на местах её возникновения (центр затрат).
2. Анализ информации и её преобразование.
3. Накопление информации и её хранение.
4. Движение информации.
5. Фильтрация информационных потоков (т.е. отбор необходимых данных).
6. Дифференцирование информационных потоков и разделение по аналитическим центрам.
7. Управление материальными потоками. Документооборот с разработкой внутренней типовой документации; определение времени и сроков поступления документов и круга визирующих лиц.
Различают три варианта взаимодействия материального и информационного потоков:
1. Информация опережает материальный поток (например, система заказов – прямое направление и обратное направление – сведения о заказе).
Представляют собой автоматизированные системы управления материальными потоками. Информационные системы подразделяются на:
1. Функциональную. Включает в себя совокупность задач сгруппированных по признаку цели. Эти задачи ориентированны на основные цели логистики.
2. Обеспечивающую. Включающую в себя:
1. техническое обеспечение, т.е. комплекс средств обеспечивающих обработку и передачу информации;
2. информационное обеспечение (справочники, классификаторы, кодификаторы);
3. математическое обеспечение, т.е. совокупность методов решения информационных задач и программирования.
Требования, предъявляемые к информационным системам логистики:
- удобство пользования;
- актуальность;
- её необходимость и достаточность;
- обязательность передачи информации в определенно установленные сроки.
Виды логистики информационных систем
1. Плановые системы. Создаются на высшем уровне управления. Решают стратегические задачи оптимизации звеньев логистической цепи, общее планирование производства, управление запасами и т.д.
2. Диспозитивные (диспетчерские) системы. Создаются с целью управления отдельным логистическим звеном (складом, цехом и т.д.) с целью оптимизации его работы. Решает следующие задачи:
- управление запасами;
- обеспечение транспортом этого звена;
- отбор и комплектование грузов.
3. Исполнительные или оперативные системы. Создаются на базе тех или иных органов управления на предприятии и решают задачи связанные с оперативным управлением движения материальных потоков, выполнение планов и графиков движения, учет отправляемых товаров.
Информационные системы имеют три иерархических уровня:
1. Рабочее место, на котором осуществляется логистическая операция.
2. Участок, цех, склад, который объединяет рабочие места и где происходит транспортировка грузов.
3. Система транспортировки и перемещения грузов – охватывает цепь событий от поставки сырья до сбыта готовой продукции.
Различают также вертикальную и горизонтальную интеграцию.
Три основных топологий информационных систем:
1. Структура звезды. Все участники имеют связь через центральное звено (компьютер). Недостатком является то, что выход из строя центра нарушит движение информационных потоков.
2. Кольцевая структура. Каждый участник связан с двумя соседними. Недостаток в том, что выпадение одного звена размыкает связь.
3. U-образная структура. Каждый связан с каждым. Преимущества – при выходе одного звена система остается работоспособной. Недостаток – сложность системы.