Поведенческий компонент рекламного воздействия включает в себя как осознанное поведение, так и поведение на бессознательном, неосознаваемом уровне. На осознаваемом уровне в покупательском поведении проявляются, отражаются мотивации, потребности, воля человека. На неосознаваемом уровне — установки и интуиция человека.
Очень редко покупатели признаются самим себе или другим людям в том, что их фактически "проэксплуатировали", навязав им не существовавшую ранее потребность, и вынудили купить что-то, лишили возможности сознательного выбора
Чтобы заставить купить тот или иной товар используют шесть способов, шесть побудительных факторов, свойственных человеку (Роберт Чалдини)
1. Благодарность
· Фирмы, выпускающие косметику, сигареты, канцелярские товары, различные пищевые продукты устраивают в магазинах, а то и прямо на улице бесплатную раздачу или дегустацию образцов своей продукции. После этого многие покупатели чувствуют себя обязанными купить товар.
· Фармацевтические фирмы ежегодно тратят миллионы долларов на поддержание медицинских исследований и десятки тысяч — на мелкие сувениры отдельным врачам — авторучка, календарик, сумка с логотипом фирмы. ----лекарства выписывает врач своим пациентам.
· Подарок, вызывающий благодарность, не обязательно должен быть материальным, это может быть какая-то услуга. Или даже не услуга, а уступка (сводить детей в зоопарк за счет фирмы).
2. Верность своему слову (примеры с заказом столика в ресторане: «Пожалуйста, позвоните нам, если ваши планы изменятся». Теперь — «Не могли бы вы позвонить нам, если ваши планы изменятся?». Тут она делала краткую паузу, и клиент, естественно, отвечал: «Да, я позвоню». И тем самым брал на себя более четкое обязательство. и про благотворительность и инвалидов - за две недели до сбора пожертвований просьба подписать петицию в защиту инвалидов, через две недели сам сбор денег.
3. Подражание –ситуация на перекрестке и глазами в небо, клипы показывают, как целые толпы штурмуют магазин, чтобы купить рекламируемый продукт, как друзья ссорятся за пачку жвачки. (эффект подражания с обратной стороной- ролики о вреде курения, алкоголя)
4. Симпатия (распространения через домохозяек, реклама актеров которые симпатизируют)
5. Авторитет (деловые костюмы, одежда врачей)
6. Дефицитность фразы вроде «предложение действительно только в течение недели» или «запасы товара ограничены». Если в каком-то продукте используется редкое и труднодоступное природное сырье, скажем плавники акулы, растения из Тибета или космическая пыль, о нем обязательно упоминают в рекламе, соответствует ли это действительности или нет.