Для первых эскпериментальных шлюзов сети Internet был разработан и реализован внутри сетевой протокол маршрутизации GGP.
Алгоритм определяет маршрут с минимальным числом в 5 приёмов. То есть его мерой длины является количество транзитных участков в сети между шлюзами.
Протокол RIP (Routing Internal Protocol) использует мерой длины количесвто шагов до цели, этот вид метрики не учитывает пропускной способности и загруженности отдельных сегментов сети. Каждому маршруту ставится в соответствие таймер таймаута и сборки мусора. Таймер таймаута сбрасывается каждый раз при инициализации или корректировке маршрута. Если с момента предыдущей коррекции прошло более 3 минут или получено сообщение о том, что вектор расстояния достиг значения 16, то маршрут считается закрытым. Однако запись о нём не удаляется, пока не истечёт таймаут сборки мусора (еще 3 минуты).
При появлении эквивалентного маршрута переключение на него протоколом RIP не производится.
К недостаткам RIP можно отнести:
1. Большое время установления связи после сбоя в маршрутизаторе;
2. В течение процесса использования маршрутизации возможно возникновение цикла;
3. Использование только количества шагов в качестве метрики маршрута.
Кроме того, количество шагов не может превышать 16.
Протокол HELLO в отличии от протокола RIP в качестве критерия выбора маршрута использует время. Поэтому использование этого протокола требует достаточно точной синхронизации времени на шлюзе.
Протокол OSPF (OpenSPF), «Открытие кратчайшего пути», представляет собой протокол состояния маршрута, использующий в качестве метрики коэффициент качества обслуживания.
Каждый маршрутизатор, действующий по протоколу OSPF, обладает полной информацией о состоянии всех интерфейсов, шлюзов автономной системы. Критериями при этом являются:
· задержка;
· пропускная способность;
· надежность.
Согласно протоколу OSPF для каждого адреса может присутствовать его безразмерная цена, которая учитывает пропускную способность и время доставки сообщения. Своя цена может быть присвоена также каждой IP операции. При наличии эквивалентных маршрутов протокол OSPF распределяет поток данных равномерно по этим маршрутам.
К недостаткам OSPF можно отнести затраты получения информации о предпочтительности каналов для узлов;, реализующих другие протоколы или имеющих статическую маршрутизацию.
Одним из первых протоколов внешней маршрутизации является протокол EGP (Extended Gateway Protocol).
Стандарты, предложившие первую модель шлюза для взаимодействия со шлюзами других автономных систем, накладывали серьезные ограничения на топологию сети интернет и предлагали древовидную двух уровневую структуру, корнем которой являлась так называемая магистральная автономная система, состоящая из так называемых магистральных шлюзов.
Основным преимуществом такой системы считалось невозможность образования циклически маршрутов между автономными системами.
С помощью протокола EGP шлюзы могут снабжать друг друга информацией по достижимости соседних шлюзов и о маршрутах к соседним шлюзам.
При этом динамическое вычисление маршрутов выполняется только шлюзами магистральной автономной системы, а результаты затем могут быть переданы не магистральным шлюзам. Не магистральные шлюзы могут также передавать информацию другим шлюзам, но не имеют права передавать маршруты, построенные на основе информации, полученной от других шлюзов.
Протокол EGP включает в себя механизм определения достижимости соседей, т.е. шлюзов, совместно выполняющих этот протокол, контроля достижимости и обмена информации в виде обновляющих сообщений.
На основе опыта, накопленного при использовании протокола EGP был построен протокол маршрутизации между автономными системами под названием BGP (Border Gateway Protocol).
Протокол BGP использует понятия автономной системы в расширенном виде. В этом случае внутри автономной системы шлюзы могут использовать несколько различных протоколов маршрутизации и несколько метрик. При этом внутри автономной системы должен существовать единый план маршрутизации, позволяющий рассматривать автономную систему как одно целое.
В зависимости от того, с каким видом трафика работает система, она причисляется к одной из трех категорий:
1. Тупиковая автономная система (имеет единственное соединение с другими автономными системами; фактически такая автономная система работает только с локальным трафиком).
2. Многовходовая автономная система (имеет более 1-го соединения с другими автономными системами, но не поддерживает транзитный трафик).
3. Транзитная автономная система (имеет более 1-го соединения с другими автономными системами; поддерживает как локальный, так и транзитный трафик).