русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Файлы данных


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 2504; Нарушение авторских прав


 

Вся информация, содержащаяся в переменных и массивах, исчезает по окончании работы программы. Если она может понадобиться в дальнейшем, то эту информацию сохраняют на жёстком диске, дискете или другом носителе, а при следующем запуске программы обратно загружают с внешнего носителя в массивы или переменные. Такая запись на диске или другом носителе называется файлом данных. Кроме файлов данных существуют также исполняемые файлы (программы в машинных кодах с расширением .exe или .com). Некоторые языки и системы программирования (в том числе из диалектов Паскаля – Borland Pascal и Delphi) позволяют из собственной программы запустить такой файл. Pascal ABC такой возможностью не располагает.

Файлы объединены в группы (каталоги или папки). Чтобы определить, с каким файлом предстоит работать, указывают его полное имя. Оно состоит из нескольких частей, например:

 

Тот каталог, в котором находится наша программа, является рабочим (текущим) каталогом. Это обозначает, что при обращении к файлу данных, находящемуся в таком каталоге, указывать путь не обязательно.

Для использования файла данных в программе нужно в разделе VAR описать файловую переменную (ф/п), в которой будет храниться информация об этом файле (полное имя, длина, дата и время создания и т.д.). Это описание различно для разных типов файлов. Например:

 
 

 


В файлах, описанных как типовые, все данные имеют один и тот же тип (указанный при описании), так же как и в массивах. Поэтому в таких файлах обычно сохраняют содержимое массивов. Хранить в типовом файле текст неудобно, так как все строки должны быть одинаковой длины. Для хранения текста со строками различной длины используется текстовый файл. Для отделения одной строки от другой, в таком файле каждая строка заканчивается символом, соответствующим клавише ENTER. Кроме строк в текстовом файле можно хранить и числа (но это менее экономно, чем в типовом файле, где они хранятся в двоичном коде, а не посимвольно).



Чтобы занести в файловую переменную имя файла, используется команда

assign(ф/п , ’полное имя файла’);

В этой команде можно не указывать путь для файла, находящегося в рабочем каталоге (там же, где и сама программа).

Чтобы в файловую переменную попала вся остальная информация о файле, его нужно открыть с помощью одной из следующих команд:

reset(ф/п); - открывает уже существующий файл и устанавливает указатель на его начало (обычно так открывают файл для чтения, но в типовый файл можно и записывать. Запись происходит вместо имеющихся в файле данных).

append(ф/п); - открывает уже существующий файл и устанавливает указатель на его конец (для добавления информации после конца файла).

rewrite(ф/п); - создаёт новый файл (если файл уже существует, он очищается).

Указатель файла хранит место в файле, откуда мы можем прочесть (или куда записать) информацию. Каждая операция чтения или записи перемещает указатель к следующей записи.

Чтобы прочесть информацию из файла, поместив её в переменную, используются команды:

read(ф/п , список переменных); - читает из типового и текстового файла.

readln(ф/п , список переменных); - читает из текстового файла.

Если из текстового файла читаются не отдельные слова или числа, а вся строка, то используется только одна строковая переменная.

Чтобы сохранить информацию в файл из одной или нескольких переменных, используются команды:

write(ф/п , список переменных); - записывает в типовый и текстовый файл.

writeln(ф/п , список переменных); - записывает в текстовый файл с переводом строки.

 

Для перемещения по файлу (только типовому!) используется команда seek(ф/п, номер записи); . Нумерация записей в файле ведётся с нуля. Чтобы попасть в конец файла для добавления новой записи, в качестве номера в этой команде используется функция filesize(ф/п), определяющая размер файла (не в байтах, а в записях данного типа).

При чтении из файла неизвестной длины, можно перед чтением проверять, не кончился ли ещё файл, с помощью функции eof(ф/п), которая даёт true, если указатель находится после последней записи. Например:

 
 

 


По окончании работы с файлом его нужно закрыть командой close(ф/п); . Если не сделать этого, Pascal не сохранит изменения файла на диске. Но и если не было изменений, закрыть файл рекомендуется. После этого файловая переменная и файловые буферы (область памяти, которую Pascal использует при работе с памятью) освобождаются.

Команда rename(ф/п,’новое_имя’)переименовывает файл, связанный с файловой переменной. Файл должен быть закрыт.

Команда erase(ф/п)удаляет файл, связанный с файловой переменной. Файл должен быть закрыт.

Не всегда файловые операции проходят успешно. Например, при попытке прочесть с дискеты, которую забыли вставить в дисковод, появляется сообщение об ошибке, и происходит аварийное завершение программы. Подобные ошибки лучше предупредить. Функция FileExists(’имя’) возвращает True, если на диске имеется файл с данным именем (и путём), в противном случае возвращает False. Её нужно использовать перед попыткой обращения к уже существующему файлу. Если нужно создать новый файл, перед этим используется функция CanCreateFile(’имя’). Если имя файла или путь указаны неправильно, или на диске нет места, или по другим причинам невозможно создать файл с таким именем, она возвращает False.


 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Множества | Записи и базы данных


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.005 сек.