В процессе функционирования сложных систем (биологических, технических и пр.) входящие в них объекты постоянно обмениваются информацией. Для поддержания своей жизнедеятельности любой живой организм постоянно получает информацию из внешнего мира с помощью органов чувств, обрабатывает ее и управляет своим поведением (например, перемещаясь в пространстве, избегает опасности).
В процессе управления полетом самолета в режиме автопилота бортовой компьютер получает информацию от датчиков (скорости, высоты и пр.), обрабатывает ее и передает команды на исполнительные механизмы, изменяющие режим полета (закрылки, клапаны, регулирующие работу двигателей, и пр.).
В любом процессе управления всегда происходит взаимодействие двух объектов — управляющего и управляемого, которые соединены каналами прямой и обратной связи. По каналу прямой связи передаются управляющие сигналы, а по каналу обратной связи — информация о состоянии управляемого объекта.
Разомкнутые системы управления. Если в процессе управления не учитывается состояние управляемого объекта и обеспечивается управление только по прямому каналу (от управляющего объекта к управляемому), то такие системы управления называются разомкнутыми.
В качестве примера разомкнутой системы управления рассмотрим процесс записи информации на гибкий диск, в котором объект «Дисковод» (управляющий объект) изменяет состояние объекта «Дискета» (управляемый объект).
Сетевой график - это логическая динамическая модель производственного процесса, отражающая технологическую зависимость и последовательность выполнения комплекса работ, увязывающая их свершение во времени с учетом затрат ресурсов и стоимости работ с выделением при этом узких (критических) мест.
Основные элементы сетевого графика — работа и событие.
Событие – факт или результат процесса; работа- процесс, вытекающий из начального события и приводящий к последующему событию. Работа как трудовой процесс требует затрат времени и ресурсов, а как ожидание — только времени Работа отражает трудовой процесс, в котором участвуют люди, машины, механизмы, материальные ресурсы (проектирование сооружения, поставки оборудования, кладка стен, решение задач на ЭВМ и т. п.) либо процесс ожидания (твердение бетона, сушка штукатурки и т. п.). Каждая работа сетевого графика имеет конкретное содержание.
Например, и в дальнейшем мы будем рассматривать подобный пример,
Начальное событие – принято решение о начале работ по установлению окон в доме.
Работа – процесс установления окон.
Конечное событие – окна вставлены.
По своей сути сетевой график является графом, вершины которого представляют события (состояние работы или объекта в некоторый момент времени), а соединяющие вершины ребра (дуги графа) отображают работы. Сетевой график, представленный в таком виде, является частью метода PERT (Program Evaluation and Review Technique), разработанного в 1957-58 годах одной из американских компаний для планирования и оценки хода работ проекта.
Существует и другой вариант представления сетевого графика, когда вершинами графа являются работы, а дуги показывают только взаимосвязь между ними. Такой вариант используется чаще. Он является частью метода CPM (Critical Path Method – метод критического пути).
Главные элементы сетевой модели:
¡ – событие. Событие – это результат действия.
¾®t – работа.Работа – это процесс во времени, поэтому оно имеет характеристику t.
t – время выполнения работы.
h – исходное событие;
i, j – промежуточные события;
k – завершающие события.
Причем, примем i – начальное событие; j – конечное событие.
tij – время выполнения промежуточного события.
Виды работ:
а) Действительная работа – реальная работа, которая требует затрат времени и ресурсов,
б) Ожидание работа, требующая затрат времени,
б) Фиктивная работа – работа, которая не требует затрат и ресурсов. Фиктивная работа отражает лишь взаимосвязь работ.
Определение пути.
Путь – это любая непрерывная последовательность работ.
Виды путей:
1. полный путь – идет от начального до конечного события;
2. критический путь – это полный путь, имеющий наибольшую продолжительность;
3. частичный путь – это какой-то кусочек.
Правила построения сетевого графика для производственных сетей (законченных комплексов работ)
1. Построение сети идет слева направо (по ходу течения времени), т. е. от меньшего номера события к большему номеру события.
Для производственных сетей должно быть только одно исходное и одно конечное событие.
2. При выполнении параллельных работ, необходимо ввести фиктивную работу.
так!
3. В производственных системах не должно быть цикловых графиков.