Прежде чем двигаться дальше, следует исследовать: кто имеет отношение к проблеме, и какие аспекты проблемы остались вне поля зрения аналитика.
Шаг 1. Исследование потребностей
Целью данного шага является уточнение всех субъектов, имеющих отношение к проблеме и анализ их потребностей и интересов. Т.е. выявление «облака» проблем стейкхолдеров.
Простой пример, в сезон отпусков на платформе электрички висит объявление: «10 августа в поезде Москва-Тверь утеряны 14 загранпаспортов. Нашедших документы - просьба вернуть за вознаграждение. Тел….».
Попробуйте представить себе стейкхолдеров данной проблемной ситуации и соответствующее «облако» проблем. Лучше, если вы сделаете это в письменной форме. Тогда будет лучше видно, как растет это облако.
В ситуации, когда аналитик входит в число стейкхолдеров, необходимо после выявления всех лиц, имеющих отношения к проблеме проводить с ними конкретные опросы об их интересах в разрешении проблемы.
Другими словами, следует получить перечень субъективных оценок стейкхолдерами проблемной ситуации. Пока не будем задаваться вопросом – насколько искренними будут их ответы. Результатом этого шага системного анализа должны быть список стейкхолдеров и список проблем, как стейкхолдеры их видят.
Этот шаг связан с тем фактом, что решение проблемы без учета потребностей остальных лиц, задействованных проблемой, может привести к тому, что решение одной проблемы породит множество других проблем, которые могут быть хуже первой.
Таким образом, к данному шагу аналитик имеет список субъективных мнений о проблеме, на основании которого он должен выявить проблематику или проблемное месиво.
Проблематика - совокупность проблем, существенно связанных с исследуемой проблемой, без учета которых она не может быть решена.
Первоначальная проблема выступает в качестве центрального ядра, вокруг которого располагаются проблемы стейкхолдеров. В итоге мы имеем совокупность проблем, существенно связанных с исследуемой проблемой, без учета которых ее решение может оказаться бесполезным.
Для дальнейшей работы следует внести определенный порядок в данной совокупности проблем, провести структуризацию проблем. Построить их иерархию. В данном случае, процесс структуризации может осуществляться на основе построения дерева проблем. В работе дерево проблем предлагается строить путем коллективного обсуждения всеми стейкхолдерами имеющейся проблематики и ранжирования различных проблем по важности и установления причинно-следственных связей. Пока не будем останавливаться на деталях этого подхода, поскольку обработка мнений группы экспертов требует добавочных знаний, о методах работы с экспертами, которые мы получим в следующей части пособия.
Главное для нас должно быть следующее: проблема, как правило, не одна и для полноценного анализа следует учитывать проблематику.